Оригинал взят у
pav_leg в
Забытый классицизм или поездка по Новоторжской глубинкеПоследняя мартовская пятница порадовала по-настоящему весенним солнцем, теплые лучи которого вдохновили меня на поездку в Торжокский район с прежней целью - посетить забытые объекты культурного наследия.
Начнем путешествие с заезда в расположенный от Твери в 60-ти и от Торжка в 10-ти верстах погост Дмитровский, что на Дорогоще, в центре которого расположена Успенская церковь.
Храмоздательная грамота на строительство каменной церкви получена в 1806 году, после чего на средства помещицы Полторацкой было начато строительство по столичному проекту. Храм имел три престола: холодный главный Успения Божией Матери, освященный в 1816 году и придельные теплые: правый Великомученика Димитрия Солунского, левый Знамения Божией Матери и Святителя Николая, освященные в 1821 и 1822 годах соответственно.
Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 1472 мужчины и 1531 женщина.
После закрытия в конце 1930-х годов использовался под нужды колхоза, в настоящее время заброшен и разрушается.
Выполненный в стиле классицизма храм представляет собой ротонду на четверике, к которому с востока примыкает равная по ширине прямоугольная аспида, а с запада трапезная и пристроенная в 1848 году заурядная колокольня.
Погост обнесен сравнительно свежей оградой перелезать через которую мы не будем и проследуем ко входу через остатки каменных святых врат.
От деревянных лестниц и перекрытий колокольни мало что сохранилось.
Проходим в просторную трапезную, которая не имела кирпичных сводов, а была перекрыта обычной двускатной кровлей.
Сквозь метровые сугробы и заросли кустарника пробираемся ко входу в основной объем храма.
Ампирный интерьер храма не идет ни в какое сравнение с откровенно упрощенной трапезной - квадратный в плане объем выстроен вокруг угловых столпов, на которые посредством арок опирается световой барабан. Сами же арочные проемы оформлены крайне необычным образом - оригинальными полуциркульными колоннадами-экседрами, причем восточная является открытой...
...а западная закрытой.
Боковые северная и входная южная арки оформлены попроще - всего по две колонны.
Проследуем к алтарной части...
...на восточной стене которой нанесена шикарная композиция - "Спас на перстоле".
Алтарная часть храма по аналогии с трапезной также не имела сводов и сохранилась до наших дней в довольно плачевном состоянии.
Северная стена предстваляет собой руины, тогда как над южной сохранились небольшие фрагменты двускатной кровли.
Мы же следуем обратно в основной объем храма...
...где под куполом неплохо сохранилась исполненная в 1838 году роспись.
В простенки между двенадцатью световыми окнами барабана вписаны двенадцать апостолов, большинство из которых сохранилось практически в первозданном виде.
Восхитившись качеством росписи покидаем данный храм и направляемся по заснеженным дорогам к следующему объекту.
По пути проезжаем погост с интересным названием Упирвичи, что от Торжка в 20-ти верстах, в котором расположился недавно восстановленный комплекс, состоящий из колокольни Преображенской церкви (сама церковь до наших дней не сохранилась) и Рождественской церкви 1762 и 1837 годов постройки соответсвенно.
Храмовый комплекс действующий, поэтому не будем заострять на нем свое внимание и двинемся дальше.
Село Заречье от Твери в 48-ми, от Старицы в 32-х версты, от ближайших сел Буконтово в 4-х, Троицкое в 6-ти верстах.
Кирпичная церковь построена в 1791 - 1798 годах на окраине села на средства помещиков Огаревых и освящена в 1804 году. Имела три престола: главный холодный Казанской Божией Матери, придельные теплые Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского.
Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 169 дворов: 567 мужчин и 684 женщины.
Закрыт в 1930-х годов, разорен и заброшен. В конце 1990-х годов местными жителями предпринимались безуспешные попытки реставрации, о которых сейчас напоминают остатки строительных лесов снаружи и материала внутри церкви.
Храм примечателен тем, что сочетает в себе сразу черты раннего французского и позднего палладианского классицизма. Вполне вероятно, что уже в процессе строительства первоначальный проект подвергся корректировке с оглядкой на популярный в то время в окрестностях Торжка Львовский палладианизм.
К ротондальному основному объему, в нижней части окруженному ионической колоннадой, а в верхней прорезанному по сторонам света термальными окнами, с востока примыкает алтарь...
...а с запада квадратная в плане со скругленными углами трапезная...
...и трехъярусная колокольня. Нижний ярус колокольни украшен колоннами ионического ордера.
Наиболее богато декорированный средний ярус колокольни оформлен по сторонам света портиками с парными колоннами коринфского ордера, тогда как верхний ярус звода выглядит так, как будто у застройщика закончились средства.
Вдоволь находившись по колено в снегу следуем к главному западному входу в храм, над которым виднеются остатки росписи "Обретение казанской иконы божьей матери"
По каменной лестнице можно подняться на второй ярус колокольни, однако выше сохранились лишь остатки межпролетных площадок.
Следуем в бесстолпную трапезную, от внутреннего убранства которой ничего не осталось.
Любопытна конструкция свода со множеством распалубок.
Все окна трапезной заколочены, поэтому поспешим из полумрака в куда более светлый основной объем.
Углубление в стене над входом намекает, что когда-то там располагались хоры.
В алтарной части устроен склад строительных принадлежностей, напоминающий о попытках реставрации.
Интересно исполнен свод алтарной аспиды.
Посмотрим изнутри на прорезанный термальными окнами свод светового барабана, где ещё просматриваются остатки первоначальной росписи под кессоны.
К первоначальной росписи относится также изображение бога отца - саваофа в медальоне над алтарем.
Отслаивающаяся со стен краска обнажает более ранние росписи, в некоторых местах их можно насчитать до четырех слоев.
Остатки наиболее сохранной росписи на стенах относятся уже к началу XX века.
Посреди строительных материалов расположился снятый с колокольни крест.
Ознакомившись с этим крайне любопытным памятником архитектуры отправляемся в обратный путь.
Спасибо за внимание!