Оригинал взят у
pav_leg в
Забытые шедевры Николая Львова (часть II - Петропавловская церковь в Переслегино)Очередной солнечный весенний день решено было посвятить продолжению ознакомления с творениями одного из лучших отечественных архитекторов своего времени - Николая Александровича Львова.
Село Загорье Новоторжского уезда, от Твери 65 верст, Торжка 25 верст. Вместе с соседним сельцом Переслегино входило в вотчину Полторацких (ныне поглощено последним).
В 1785 году на прошение о строительстве новой каменной вместо ветхой деревянной церкви получена храмоздательная грамота, однако строительство храма закончилось только в конце 1790-х годов, а освящен он был лишь в 1802 году. Имел три престола: главный - во имя Святых апостолов Петра и Павла, придельные правый Николая Чудотворца и левый мученицы Параскевы.
Прихожан на состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 2016 мужчин и 2272 женщины.
Какие либо официальные подтверждения отсутствуют, однако автором проекта считается Николай Львов, чуть ранее построивший практически идентичный храм в Могилеве (последний до наших дней не сохранился).
Выполненный в стиле классицизма храм представляет собой куб, к которому с востока примыкает полуциркульная апсида, а с запада - более узкая по ширине трапезная, как бы частично врезанная в основной объем. Венчает куб массивный невысокий барабан, прорезанный двенадцатью круглыми световыми окнами, и завершенный небольшой луковичной главкой.
Храм имеет три входа: западный главный, оформленный шестиколонным портиком дорического ордера, а также боковые, оформленные четырехколонными портиками. Главный вход венчают две квадратные в плане звонницы также завершенные луковичными главками. Каждая звонница имела по три колокола.
Колонны боковых портиков поставлены вплотную к стене, тогда как перед главным входом образована галлерея.
Проходим через прекрасно сохранившуюся филенчатую дверь внутрь - оригинально решен внутренний объем трапезной, представляющий собой нехарактерную для православной архитектуры базилику разделенную двумя параллельными рядами колонн на три нефа.
Каждый ряд состоит из шести колонн ионического ордера, причем по бокам они одиночные, а в центре - сдвоенные.
Над входом в полукруглой нише-экседере располагаются хоры, поддерживаемые двумя колоннами.
В западной стене боковых нефов трапезной устроены ведущие к хорам винтовые лестницы.
Пол балкона не сохранился.
По этим же лестницам можно подняться выше - непосредственно в звонницы. Причем любопытно то, что к южной (правой) звоннице лестница завита по часовой стрелке, а к Северной (левой) - против.
Сверху открывается неплохой вид как на окрестниости, так и на недоступные с земли архитектурные элементы
Кровля трапезной и свод центрального нефа до наших дней не сохранились.
А вот и накрытый снежной шапкой световой барабан.
Ну а мы спускаемся и следуем из бокового нефа трапезной через арочный проем в придел храма...
...в противоположном углу которого расположен аналогичный проем ведущий к алтарю.
Следуем в центральную часть храма, ограниченную массивными угловыми пилонами.
Между пилонами перекинуты арки, оформленные парными колоннами.
Сохранность колонн различается от практически целых в западной арке...
...до почти полностью разрушенных в северной.
И наконец - двойной "Львовский" купол, в котором через вытянутые вертикальные проёмы внутреннего свода просматриваются исполненные на верхнем своде изображения двенадцати апостолов.
Роспись внутреннего купола под кессоны сохранилась практически полностью, тогда как от изображений апостолов уже практически ничего не осталось.
Больше смотреть в интерьере нечего - от некогда богатого убранства не осталось и следа, поэтому перешагивая через провалы в дощатом полу следуем к западному входу и покидаем величественные руины отправляясь в обратный путь.
P.S. Незадолго до поездки область накрыло снегопадом, однако опасения относительно нечищеных дорог не подтвердились - дороги были почищены, но представляли собой скорее туннель шириной в одну-полторы машины.
Спасибо за внимание!