«Поэт и надежда русского авангардного конструктивизма»

Mar 01, 2013 11:59

Оригинал взят у ale_ku в «Поэт и надежда русского авангардного конструктивизма»



В феврале исполнилось 111 лет со дня рождения великого русского архитектора Ивана Ильича Леонидова. Мы по праву можем гордиться тем, что Иван Леонидов наш земляк, и в городе Твери осталась его знаковая работа - интерьеры Дворца пионеров, который находится на улице Баррикадной. Как мы храним своё наследие и, что сегодня происходит с памятником архитектуры, - это отдельный разговор для другой статьи, а сегодня хочется вспомнить об этом замечательном человеке, гениальном мастере, творчество которого является гордостью не только тверской земли, но и всей страны.
   Мы сегодня много говорим о патриотизме, к сожалению, забывая имена и дела людей, составивших славу нашего отечества. В небольшой газетной публикации невозможно рассказать о творчестве и непростой, полной испытаний судьбе Ивана Леонидова, но всё же… «Невысокого роста, в свитере, в куртке, всегда без галстука. Крепко сколоченная фигура. Крупные, сильные рабочие руки. Мягкость во взгляде больших светлых выразительных глаз. Какая - то мягкость в манере держать карандаш, кисть, вести беседу. И тут же совершенно ясное, твёрдое, своё самостоятельное представление обо всём: об истории, об искусстве прошедших столетий, об архитектуре, живописи, скульптуре, фотографии… С ним всегда и везде интересно», - таким остался Иван Леонидов в памяти сына известного фотографа М. Наппельбаума.


Иван Леонидов родился в 1902 г. на хуторе Власиха Старицкого уезда Тверской губернии. Окончив четырёхклассную сельскую школу, он подростком зимой выезжал на заработки в Петроград. Летом возвращался домой помогать семье. Как видно из его автобиографии, после Октябрьской революции работал секретарём Бабинского волисполкома. В детстве много рисовал, увлекаясь, в основном, портретами. Некоторое время учился у деревенского иконописца, который, увидев его рисунки, взял его с собой в Тверь. В 1919 г. у Леонидова созрело твёрдое желание получить профессиональное художественное образование. В это время в Твери были организованы первые Свободные государственные художественные мастерские, куда Иван Леонидов и подал прошение. В тверских художественных мастерских преподавали такие в последствие известные мастера, как Михаил Соколов и Антонина Софронова, приезжал из Москвы читать лекции искусствовед, друг Михаила Соколова Николай Тарабукин. Свободные художественные мастерские создавались в это время во многих городах России. Они, как правило, были ориентированы на реалистическое искусство, в тверских же мастерских процветал футуризм. В 1920 г. И. Леонидов поступил в «Свободные художественные мастерские» в Твери, где обучался основам рисунка и живописи и через год, снабжённый на дорогу консервами и хлебом, с котомкой за плечами отправился продолжать учёбу в Москву, во ВХУТЕМАС.
   Сначала поступил на живописный факультет, живопись так и осталась для него особой любовью на всю жизнь, а затем перешёл на архитектурный, где учится у знаменитого конструктивиста Алексея Веснина. С этого времени начиналась его творческая жизнь. Ещё студентом, он часто участвовал в разработке конкурсных проектов, его способности заметили преподаватели, сам А.Веснин звал его Ванечкой.

Первый, но ошеломительный успех пришёл к Леонидову на защите дипломной работы. Его знаменитый дипломный проект «Институт библиотековедения им. В.И. Ленина» был воспринят современниками как подлинное открытие и вошел в число самых значительных произведений мировой архитектуры.


Институт библиотековедения имени
Ленина в Москве на Ленинских горах

Всемирно известный архитектор Ле Корбюзье, увидев в Москве проекты молодого Ивана Леонидова, назвал его поэтом и надеждой русского авангардного конструктивизма. В конце 1920-х начале 1930-х годов Иван Леонидов создал серию выдающихся проектов, в которых блестяще решил объемно-пространственные, формальные, градостроительные задачи, воплотив в них свои новаторские идеи. Активно участвовал в архитектурных конкурсах. Он - признанный лидер конструктивизма, «Объединения современных архитекторов» (ОСА), член редколлегии журнала «Современная архитектура» (СА).     Следуя основной концепции конструктивизма Леонидов в эти годы всецело поглощён идеей преображения действительности, и, что особенно важно, творческим поиском выражения современной жизни, а не только современной архитектуры.

Покидая Тверь ради учёбы в Москве, Иван Леонидов не знал, что вскоре появится ещё одна ниточка, связавшая его с родной землёй. Во ВХУТЕМАСе на живописном факультете училась Серафима Коняева. К ней в общежитие часто приходила сестра Нина, они были очень дружны. Здесь Нина и познакомилась с Иваном Леонидовым. Знакомство было случайным, но судьба свела их, и им было суждено прожить вместе всю жизнь. Родом Нина была из Твери. Андрей Коняев, отец Нины и Серафимы и их мать Елизавета в девичестве Аваева были людьми хорошо известными и уважаемыми в городе. Несмотря на разницу в возрасте и происхождении Андрей Коняев, инженер по образованию, и Иван Леонидов очень подружились. Встречаясь, они много говорили о философии, истории, искусстве, особенно о Древней Греции.

Тяжёлым испытанием для молодой семьи стала травля молодого архитектора. Он в одночасье лишился работы, жилья и оказался на улице. Неожиданно помог Корбюзье, который, приехав в Москву, захотел встретиться с Леонидовым и посетить его мастерскую. Вскоре после этого архитектор получил работу и квартиру в доме-коммуне на Гоголевском бульваре. На рубеже 1920-х - 1930-х гг. стремительно менялся в стране социально-политический климат. В конце 1920-х гг. внутри архитектурного авангарда обострились разногласия. Вульгарно-социологическая критика наклеивала ярлыки «буржуазный» и «мелкобуржуазный» на новые архитектурные течения и лидеров авангарда. В качестве первой мишени был выбран самый яркий в тот период архитектор Иван Леонидов, который переживал расцвет своего творчества, определял вектор стилеобразующих процессов в архитектуре. Формальным поводом к развёртыванию травли послужил его конкурсный проект дворца культуры Пролетарского района г. Москвы. Борьбу против Леонидова возглавил архитектор А. Мордвинов. Сегодня в среде специалистов это имя имеет выраженный негативный оттенок. Ничем, кроме «леонидовщины», он не прославился и не вошёл в историю. «Изгнание» Леонидова оглушительным резонансом отдалось во всей советской архитектуре. Многие испугались. Была снижена планка поискового проектирования, уходило формально-эстетическое экспериментирование.

Оторванный волею судьбы от реального архитектурного процесса, после жестокой критики «леонидовщины» полный сил и замыслов мастер уходит в «бумажное» проектирование, но именно это «отлучение» позволяет ему сохранить верность основным архитектурным идеям и формальным принципам, сложившимся в его творчестве в ранние годы. Архитектор продолжал много работать, принимал участие в многочисленных архитектурных конкурсах, но, ни один из его проектов не был принят к осуществлению. Славное конструктивистское прошлое Ивана Леонидова долгие годы во многом затрудняло понимание и реальную оценку его работы. Изучение его наследия как целостного явления, а особенно, до недавнего времени почти неизвестных проектов конца 1930-х - 1950-х годов, позволило увидеть, как реагировал архитектор на изменения художественной и социальной реальности, увидеть в его проектах и те потенциальные возможности русского архитектурного авангарда, которые не были реализованы в советской архитектуре и, может быть, поэтому остались недостаточно осознанными.

После 1932 года И. Леонидов создает не менее талантливые произведения, чем в период конструктивизма. Он по-прежнему находится в непрерывном поиске новых выразительных средств архитектуры, обращается к изучению исторического наследия. При создании проектов он начинает активно использовать опыт мастеров Египта, античной Греции и Рима, итальянского ренессанса, древнерусского зодчества, свободно интерпретируя близкие ему темы. Известно, что в 1930-е годы Леонидов интересуется архитектурой Китая, Индии, Древнего Египта. В его проектах появляются формы, в которых узнаётся прообраз - колонные залы древнеегипетских храмов, выпуклые полусферы буддийских ступ с характерным зонтичным завершением, а также, сооружения, напоминающие китайские пагоды. Но его отношение к прошлому - особое. Оставаясь новатором по духу, Леонидов является ярым противником «эклектики», прямого заимствования и схематичного переноса отдельных архитектурных элементов в проектирование новых построек. Его больше интересуют первоистоки, изучаемой им культуры. Проекты конца 1930-х годов основаны на глубоком, архетипическом понимании традиций, тонкой авторской ассоциативности. Его понимание традиции глубоко прочувствовано и индивидуально.

Важным событием в жизни Ивана Леонидова стала работа в мастерской № 3 Наркомтяжпрома, куда он в 1934 году был откомандирован по просьбе профессора М.Я. Гинзбурга - учителя и соратника по конструктивистской молодости. Здесь он создаёт самый красивый проект XX века - Дом Наркомата тяжёлой промышленности - Наркомтяжпром.


Проект Леонидова





Среди проектов, созданных в мастерской, особо выделяются его проекты планировки и застройки Южного берега Крыма, Большого Артека, а так же проект осуществленной парковой лестницы санатория им. Орджоникидзе в Кисловодске.





Так выглядела лестница сразу после строительства







Наше время











В этих работах архитектор опирается на античную традицию, беря за образец постройки древней Греции и Рима. Классика привлекала его чистотой формы, геометрической четкостью объемов и линий, красотой гармонии всех элементов. В проектах крымского побережья, Иван Леонидов, не используя прямых аналогий с античными постройками, создает новую образную структуру - античный город в античном пейзаже. Впервые, в этой работе перед ним встала сложнейшая задача - организовать бескрайнее пространство, с которой он блестяще справляется. Проект Южного Берега Крыма воспринимается как единое живописное полотно, на котором в полной гармонии сосуществуют архитектурные и природные формы.

Многие идеи этих и других проектов нашли непосредственное отражение в создании интерьеров Дворца пионеров в Калинине: обращение к античной традиции, использование единого объединяющего элемента, принципы контраста и дискретности. Интерьеры Дворца пионеров в г. Калинине, наряду с известной лестницей на территории санатория Наркомтяжпрома им. Орджоникидзе в Кисловодске, второй из осуществлённых проектов архитектора Ивана Леонидова. Строительные работы по дворцу велись вплоть до 1941 года. Разработка проекта внутреннего оформления Дворца была поручена проектной мастерской № 3 Наркомтяжпрома, которой руководил профессор М.Я.Гинзбург. В этой работе принимали участие архитекторы И.Леонидов, И. Милинис, М. Мамулов, В.Калинин, Т. Раппопорт. Так же были привлечены художники - монументалисты из монументальных мастерских Академии Художеств под руководством В. Фаворского, К. Эдельштейн, В. Эльконин, И. Безин, Г. Кравцов, С. Павловский, А. Ширяева, А.Сахнов. Первое подробное описание Калининского Дворца пионеров было сделано М.А. Ильиным в 1941 году. Он высоко оценил работу творческого коллектива под руководством И. Леонидова. М.А.Ильин подробно описывает оформление интерьеров, архитектурные решения и художественные приёмы. По его мнению, «основа успеха всего коллектива и его руководителя И. Леонидова заключается в том, что они отразили в обработке интерьеров… черты современности и учли специфику здания, предназначенного для обслуживания детей». Интерьеры Дворца пионеров - это концентрированное выражение основных архитектурных идей автора, его личная большая удача в реальном строительстве. Проект явился своеобразным синтезом многих предыдущих наработок. Работа над интерьерами Дворца свидетельствует о том, что архитектор спешил «выговориться», и опробовать свои идеи на практике.



Материал и фото о Дворце пионеров http://www.tversvod.ru/event109/

Проект перестройки интерьеров не был осуществлён в полном объёме, помешала война. Не был построен спортивный зал на крыше, незакончены живописные панно, не сделаны многие детали оформления. Работа И.И. Леонидова по перестройке Дворца пионеров базировалась на двух основных аспектах - воплощёнии социальных идей и разработке новой, выражающей их стилистики. В социальном отношении Дворец пионеров - это выражение мечты архитектора о новой школе, о новых, наглядных принципах и приёмах обучения. Он ищет способ вовлечь детей в учебный процесс, который позволял бы им учиться играя. Эти задачи Леонидов ставит перед собой уже с начала 1930-х гг. Концепция обучения посредством искусства и игры, сложилась во время работы над проектом Большого Артека. По воспоминаниям сына И.И. Леонидова Андрея Ивановича, архитектор так планировал вести обучение в Артеке: «Здесь, в одной ложбине, будет северное полушарие, в другой - южное. И пусть ребята путешествуют вокруг и учатся у природы. Они могут построить свои павильоны в стилях разных эпох и культур. Он полагал, что ребята и взрослые просто гуляли бы в парке и беседовали. Они нарисовали бы теорему Пифагора на земле. Кто-то нарисовал бы цветок, кто-то вылепил бы что-нибудь, кто-то ещё рассказал бы историю. И в этом был бы постоянный элемент творчества». Он считал, что природа, искусство, наука - всё взаимосвязано. Им владело желание создать условия для коллективного творчества.
   Во Дворце пионеров Леонидов продолжает развивать эти идеи. Живописное оформление интерьеров было посвящено великим путешествиям и открытиям Марко Поло, Колумба, Миклухо-Маклая и Пржевальского, замечательным перелётам Чкалова и Громова. В игральном холле октябрят на стенах были изображены сцены из басен Крылова и «Доктора Айболита» Чуковского. В комнате для сказок на стене, выполненной инкрустацией по дереву, - сюжеты известных русских сказок. В одном из коридоров развёртывались живописные панорамы, связанные с историей, природой и промышленностью Калининской области. Такой, в общих чертах, представляется повествовательная часть собирательного образа Дворца пионеров. Идеям визуального обучения отвечают и лестница в Кисловодске, где для созерцания природы построены специальные смысловые площадки и проект Большого Артека, с его принципом обучения географии на местности.

Перестроить уже заданное пространство фабрики-кухни под дворец для детей - задача не из лёгких. Но эта работа - один из счастливых поворотов его судьбы. Появилась возможность полной свободы творчества на реальном объекте. Здесь он - руководитель группы, а не один из многих, как было при реконструкции московского дворца пионеров. В интерьерах калининского Дворца пионеров комнаты для занятий, просто и без особых затей оформленные, он сочетает с парадными залами и холлами, зимним садом и местами отдыха. Но, несмотря на великолепие убранства некоторых помещений, ведущим для автора остается принцип строгой функциональности. М.А. Ильин, в частности, отмечает: «Направо от вестибюля расположен нижний коридор-холл, по бокам которого находятся комнаты для занятий (весь низ здания, за исключением комнат октябрят, посвящён труду; верх - досугу и развлечениям)». Архитектором были распланированы комнаты для вышивания, умелые руки, юных натуралистов, сказок, водного транспорта, спортивный и танцевальный залы. Ни один из видов занятий не был обойдён вниманием автора. Интерьеры Дворца построены, прежде всего, как пространственная система. Выразительность простых планировочных решений подчеркнута цветом, росписью, остекленными проемами окон, выходящих в коридоры. Раскрывая замкнутую систему планировки фабрики - кухни, И.И. Леонидов наполняет ее светом и воздухом.
   При реконструкции фабрики-кухни был выдержан «Дворцовый стиль». И.Леонидов, обращаясь к ретростилям, останавливается на собирательном образе «помпейского дома». Помпейский дом мог привлечь И.Леонидова тем, что в его структуре сочетались древнеиталийские, эллинистические и римские традиции. План такого дома, как правило, расчленялся на множество комнат - ячеек, имел крылья - коридоры. Непременной принадлежностью его был сад и внутренний дворик. Стены комнат расписывались, полы покрывались мозаиками. В центральном зале - атриуме располагался бассейн, иногда со скульптурой в центре. Образ помпейского дома - своеобразное сочетание функциональности с дворцовой репрезентативностью, как нельзя лучше подходил для выражения основной идеи архитектора. Его работа полностью отвечала требованиям времени, ориентированного на репрезентативность и красоту. Он изменил конструкцию здания фабрики-кухни, приспособив его для нужд детей, построив семантически содержательную архитектурную композицию, ещё раз подтвердив свой неординарный талант пространственного и образного мышления

Сегодня наиболее полные сведения о Дворце пионеров - история его строительства, библиография, описание интерьеров, архивные материалы содержатся в исторической справке, которая была написана известными исследователями архитектуры А.М. и М.А. Салимовыми. В двух монографиях о Леонидове Дворцу пионеров посвящено всего несколько строк и говорится о том, что постройка сгорела во время оккупации города Калинина немецко-фашистскими захватчиками. Действительно, здание использовалось фашистами под конюшню и размещение солдат, но его интерьерам, всё же, не был нанесён непоправимый ущерб. Дворец пионеров в г. Калинине был вновь открыт после войны, в 1948 г., благополучно работал, но постепенно стало забываться то, что на его строительстве были заняты лучшие архитектурные и художественные силы страны. Имя Ивана Леонидова ушло из истории постройки.

Открытие в 1986 г. того, что наш дворец пионеров тот самый, интерьерами которого занимались И.Леонидов и В.Фаворский и, главное, что эти интерьеры живы, принадлежит известному искусствоведу, ныне директору Тверской областной картинной галереи Т.С. Куюкиной. С этого времени и началась новая жизнь дворца, который с помощью семьи Фаворских - Шаховских и московского отделения Союза архитекторов был поставлен на охрану государства. История поисков дворца, которая была связана с открытием в Твери юбилейной выставки В. Фаворского, описана в статье Т.С. Куюкиной «Возвращение Дворца путешествий», опубликованной в сборнике «Региональный альбом».

Мечтой и главной работой всей жизни стал для Ивана Леонидова проект города коммунистического будущего, «Города Солнца».


Он, подвергаемый травле сторонниками «пролетарской архитектуры», никак не связывал идеологию своих оголтелых критиков с мечтой о государстве социальной справедливости. Оставаясь романтиком, он мечтал о новом архитектурном оформлении коммунистического будущего и активной организации жизни. На протяжении всей жизни И. Леонидов работал над эскизами к этому проекту. Во время Великой Отечественной войны он утвердился в своём решении спроектировать новый город будущего. На фронте он сделал такую запись в своём дневнике: «Мы стояли в окопе. Кончилась артподготовка. Часть батальонов пошла в атаку. Свист пуль, визг и тяжёлое буханье мин и снарядов, жужжание осколков, грохот танков. Здесь, на пороге страшного порыва и смерти, он - солдат и имя ему - легион. Скажи, солдат - архитектор и художник, какой памятник ты воздвигнешь мне, умирающему за счастье людей? - Только счастье людей может быть тебе памятником...». Город Солнца - Город Счастья, лучезарный, над которым вздымаются золотые шары и купола хотел построить Иван Леонидов. Этот город мечты, соединивший новые архитектурные формы и социальное их переосмысление был спроектирован для нового человека, с новыми потребностями - с гуманизмом, стремлением вперёд, ощущением радости духовной и материальной жизни. Современникам, которые могли видеть этот проект, он казался утопическим. Но сегодня новаторские формы, пространственные решения и идеи Города Солнца подхвачены ведущими архитекторами всего мира. Истоки уникальных художественных идей Ивана Леонидова лежат, как в необыкновенной восприимчивости к мировой культуре, так и к окружающему миру в его природном и социальном выражении. Особое понимание и использование архитектурных традиций может быть объяснено двойственностью генезиса его творчества. Художественное мышление архитектора формируется в точке пересечения мировой и национальной традиции, на пути с Запада на Восток. Архаика, аскеза и даже религиозность сосуществуют в нем с новаторством и жизнелюбием, романтическая мечтательность с трезвым здравомыслием, верой в науку и технику. В нем на протяжении всей жизни борются два начала - предельно рационалистическое и предельно иррациональное, которые не поддаются в его творчестве разделению. В этой борьбе и рождаются новаторские архитектурные проекты. Иван Леонидов - мастер исконно русского философско - пророческого, поэтического типа, свободный и независимый в своих исканиях, которые часто не требуют практической привязки.

Очень жаль, что выдающееся творчество архитектора, так высоко оцененное во всём мире, до сих пор известно в России только в среде специалистов, и на его родине, в Твери его почти не вспоминают. Оправданием для нас могут служить две выставки его проектов, которые состоялись в Твери. Первая была открыта к 95-летию И. Леонидова в МВЦ им. Лизы Чайкиной и была организована Тверским отделением Союза архитекторов, это была первая выставка архитектора в России, вторая - «К столетию гения» была сделана Тверской областной картинной галереей. Иван Леонидов умер в 1960 г. от сердечного приступа в Москве на ступеньках Военторга, практически, кроме близких друзей - архитекторов и студентов МАРХИ, всеми забытый, но оставивший нам гениальное наследие в своих блестящих проектах, оставшийся в памяти тех, кто его знал примером чести, совести, верности профессии и гуманистическим идеалам.

М.А. Сафонова, искусствовед.
Материал и фото современного состояния лестницы
санатория им. Орджоникидзе в Кисловодске
http://seg-o.livejournal.com/154356.html

Тверь, имя, конструктивизм

Previous post Next post
Up