Из Вечерней Москвы №187 (16 августа) за 1933 год:
"Бесплатный зритель всё скушает"
О кино на площадях
«Здесь ежедневно работает кинопередвижка треста Мосгоркино. Сеансы - с 10 часов вечера до 12 часов ночи».
Объявление начертано на большом щите, который, если верить тексту, должен с 10 час. вечера до 12 ночи служить экраном.
Не стоит слишком доверчиво относиться к этому тексту. Если подойти к щиту, установленному на Страстном бульваре, без десяти минут одиннадцать, можно увидеть, как с него торопливо сдирают белую простыню.
-Почему же у вас написано, что передвижка работает до 12?
Зав. передвижкой добродушно отзывается:
-Разве? Видите ли, часами мы не обзавелись, вот мы и кончаем, когда придется.
Указание на то, что как раз напротив, на Пушкинской площади, стоят электрические часы, так что совершенно незачем обзаводиться собственными часами, не произвело на зава впечатления. Сеанс обрывается, «когда придется».
Идея кинопередвижек в скверах, бульварах и садах, установленных по предложению МГК партии трестом Мосгоркино, - замечательная идея. Но как она осуществляется?
Во-первых, само число передвижек - девять (вместо 15, которые должен был организовать Мосгоркино). Из девяти четыре установлены в центральных пунктах (Страстной, Тверской, Чистопрудный бульвары, Кудринский сквер). На долю рабочих окраин остается пять передвижек. Немного! Районные сады и скверы, ежевечерне собирающие тысячи рабочих, передвижками Мосгоркино совершенно не обслуживаются.
Затем - репертуар. Заведующие передвижками гордо восклицают:
-Мы демонстрируем исключительно культпросветфнльмы. Игровых вы у вас не найдете. Ни одной!
Очень жаль. Издавна укрепившаяся в киноорганизациях традиция - кормить бесплатную массовую аудиторию однообразным «культмассовым» материалом (который порою бывает и некультурным и немассовым), при чем кормить до бесчувствия - вряд ли соответствует подлинной эадаче кинопередвижек. Московский рабочий зритель заслуживает более свежих и художественных форм культурной пропаганды.
Наряду с кинохроникой, которую иногда неплохо показывают передвижки, отчего бы не давать короткометражные игровые фильмы, мультипликаты на тему о чистоте, о новом быте, о борьбе с пережитками прошлого? Неужели Мосгоркино иля отдел проката полагают, что такие художественные формы пропаганды менее действенны или «идеологически не выдержаны»?
Вся постановка передвижек говорит о том, что Мосгоркино подошел к этому вопросу формально.
Возле передвижек, например, нет ни одной скамейки. Сеанс продолжается около часа. Битый час приходится стоять на ногах. Таких энтузиастов немного найдешь. Постоит человек минуть пятнадцать, устанет н уйдет прочь.
Идут картины без музыкального сопровождения. А у нас в Москве есть огромное количество самодеятельных коллективов, бригад, любителей -одиночек, которые охотно согласились бы музыкально оформлять сеансы. Можно установить киоски с патефонами. Наконец, можно установить обыкновенный громкоговоритель. Вряд ли все это сильно обременит бюджет наших киноорганизаций.
Немножко больше инициативы. Больше изобретательности. Больше внимания к интересам массового зрителя, товарищи из Мосгоркино.
Ал. Исаков