Уличные беспорядки на Страстной площади, сентябрь 1915 года

Jan 15, 2022 22:19

Из дневника сотрудника Исторического музея А. В. Орешникова:

14 сент.

Часов в 7 вечера было, говорят, большое побоище у Страстного монастыря между толпой и полицией, кончившееся стрельбой; есть, будто бы, убитые (считают кто 3, кто 7, а кто и 30 человек) и до 50 раненых. Причина: пьяный солдат, которого взял полицейский, толпа заступилась и т.д.



Фото из журнал Искры №35( 7 сентября) 1914 года.

Из дневника историка, профессора Московского университета А. Н. Савина:

15 сент.

А в Москве второй день вчера и сегодня беспорядки у Страстного монастыря - оба дня столкновения раненых солдат навеселе с городовыми, толпа заступается за солдат; в толпу стреляли; газетам о беспорядках писать не позволяют.
---------------------
В самом деле, в газетах, кроме текста объявления московского градоначальника или его пересказа, никакой другой информации о беспорядках я не увидел.
---------------------


Из дневника историка, профессора Московского университета М. М. Богословского:

16 сент.

На улицах расклеено объявление градоначальника, в котором говорится, что 14‑го на Страстной площади произошли беспорядки, и призывается благомыслящее население к спокойствию. Нервное настроение, тревоги, связанные с войной, науськивания либеральной печати, дороговизна, недостаток то того, то другого из необходимых предметов - все это создает такое напряженное состояние, которое ежеминутно готово разразиться вспышкой. Произошла свалка толпы с полицией из‑за того, что городовой по указанию кондуктора высадил из трамвая пьяного солдата. Были убитые и раненые.

17 сент.

Утром направился в университетскую библиотеку за книгами для Петриады. Анучин (старая лисица) с таинственным видом меня спрашивает, буду ли я сегодня читать лекцию. Я сказал, что буду в 4 часа, и что вчера читал. «Да вчера‑то читали, а сегодня‑то, будете ли» - и сообщил, что среди студентов волнение по поводу слухов о том, что в числе пострадавших на Страстной площади 14‑го есть и студенты. Видел А. И. Яковлева, сказавшего, что у него на просеминарии было всего 3 человека. Пророчество Анучина как будто подтверждается. Доставши почти все нужные книги - что редко бывает в университетской библиотеке, вернулся домой и читал статью Корниловича о Кожуховском походе. В 3 1/2 ч. отправился в Университет. Нашел там Орлова А. С. и Готье. Оба, уйдя в аудитории, тотчас же вернулись за неимением слушателей. Я думал также скоро освободиться, но, к удивлению, нашел человек 18, так что изложил программу семинария и прочитал темы.

---------------------

13 сентября М. М. Богословский стал свидетелем хулиганства солдат-новобранцев и по счастливой случайности не ставший его жертвой. Из записи за 14 сентября:

Я в три ч. отправился к Троице. На пути случилось происшествие. Около Мытищ повстречали воинский поезд. Из мелькавших вагонов неслись крики. Вдруг - бац! и окно того отделения, где я сидел один, разбилось вдребезги. Меня прямо засыпало осколками битого стекла. В тревоге прибежали пассажиры соседнего отделения. Пришли кондукторы, заявившие, что и вчера был подобный же случай озорства новобранцев.

---------------------

Из Московских ведомостей от 16 сент.(№212) 1915 года:

14-го сентября произошло на Страстной площади и по Тверской улице столкновение уличной толпы с полицией на почве вмешательства публики в действия городовых, задержавших по требованию кондуктора трамвая пьяного сквернословившего солдата.

Этот заурядный уличный случай обратился в крупный беспорядок, вследствие большого скопления праздничной публики, своим присутствием невольно укрывавшей хулиганов и мешавшей законным действиям чинов полиции, направленным к ограждению внешнего порядка и безопасности движения по улицам.

Озабочиваясь тем, чтобы при подавлении уличных 6еспорядков от действий, вызываемых для прекращения безобразия, полицейских и воинских нарядов случайно не пострадали бы невиновные лица, градоначальник обратился вчера к благомыслящей части населения Москвы с покорнейшей просьбой беспрекословно подчиняться требованиям полиции, восстанавливающей на улицах порядок, и не смешиваться с толпою хулиганов, стремящихся часто действовать за спинами случайных прохожих, благонамеренных людей.

Вместе с тем генерал-майор Е. К. Климович подтвердил, что всякие уличные сборища также, как и неисполнения требований полиции, направленных к поддержанию наружного порядка, а тем паче вмешательства в действия полиции, будут караться на основании обязательного постановления главноначальствующего над Москвой штрафом до 3.000 рублей или трехмесячным заключением до 3-х месяцев.

Той же каре будут подвергаться домовладельцы, не закрывшие по первому требованию полиции ворот своих домов и допустившие в своих владениям собрания или укрывательства нарушающих уличный порядок лиц.



1910-е, старые фото, военное время, Страстная площадь

Previous post Next post
Up