Из Вечерней Москвы №133 (7 июня) 1960 года:
Его знают москвичи. И если не носили никогда - слишком уж велико «зеленое колечко», то наверняка носились по его аллеям и площадкам, когда были малышами. Не будем томить читателя. Речь идет о московских бульварах, которыми мы все так гордимся.
Да, мы любим наши бульвары, что вместе образуют нечто вроде зеленого перстня Москвы. Их площадь - 19 гектаров - это почти парк. И в самом деле, бульвары - парк у самых окон москвичей, живущих близ прославленного кольца.
Фото из Вечерней Москвы №103(14 мая) 1960 года
Они тянутся на шесть километров. Но у них есть еще одна мера - история. На бывшем Никитском, ныне Суворовском, жил и умер автор «Мертвых душ», на Тверском не раз гулял Пушкин. Здесь еще растет старый дуб, погодок поэта. Маленьким Герцена вывозили сюда из дома, который и сейчас называется «Домом Герцена». На этом бульваре бывал Тургенев. А позднее Маяковский, гуляя здесь, «вышагивал» рифмы своих рубленых строк.
Да что там говорить, все нам памятно в этой зеленой округе. И даже то, что в грозные годы Великой Отечественной войны липы, под сенью которых отдыхали поэты двух столетий, хранили под своими кронами аэростаты воздушного заграждения. Они стояли на страже и детей, и этих лип.
Я вспоминаю об этом потому, что, как мне кажется, все мы в долгу перед нашим московским зеленым перстнем - куда больше, чем Владимир Маяковский перед вишнями Японии, о которых мечтал написать, но так и не успел.
Минуешь Тверской бульвар, и невольно залюбуешься Пушкинским сквером. Это совсем новая строка в «зеленой летописи» Москвы.
Но вот идешь скучными, однообразными аллеями от Петровских до Сретенских ворот, и перед тобой что-то безликое. В самом деле, чем отличишь Страстной бульвар от Петровского или Рождественского? А как хотелось бы, чтобы и их коснулась рука садоводов, и над ними подумали наши московские архитекторы, много сделавшие для озеленения города.
Ранним утром на Тверском бульваре, фото из Вечерней Москвы №119(20 мая) 1960 года
Палитра наших ландшафтных архитекторов богата красками. Может быть, со временем один из этих бульваров станет бульваром сирени, другой заалеет ягодами рябины, третий будет радовать узорчатой листвой кленов, а четвертый - веселыми березками.
Есть много интересных идей и проектов, которые только ждут своего выполнения. Давно уже задумано сделать бульварное кольцо памятным местом нашей литературы.
Так на Страстном бульваре проектируется установить памятник Чехову. Антон Павлович жил рядом - на Большой Дмитровке, теперь носящей его имя. Надо думать, что и Страстной бульвар по праву может быть назван чеховским.
Пусть за памятниками Гоголю, Пушкину, Грибоедову, украшающими наши бульвары, поднимутся монументы и бюсты других русских писателей и поэтов. Наверное, это предложение поддержат не только скульпторы, но и наши литераторы.
Бульварное кольцо... А ведь оно, к сожалению, не кольцо пока, а полуколечко и рвется где-то за Яузой и Москвой-рекой. Ну, а разве нельзя замкнуть это кольцо? В районе Замоскворечья новые бульвары могли бы пройти по старым сохранившимся здесь зеленым насаждениям.
Над этим предложением стоит поработать градостроителям, которые трудятся над генеральным планом реконструкции Москвы.
Бульвары - грандиозные «фабрики» озона. А как известно, вода и зелень вместе еще лучше служат человеку.
Москвичи рады переменам, которые произошли на Чистых прудах. Тысячи людей любуются здесь теперь безмятежным плаванием лебедей и уток. Можно сказать, что эти пруды стали «аметистом» зеленого кольца. Но скоро на зеленом перстне засверкает, засветится изумрудом и плавательный бассейн у Кропоткинских ворот.
Красивое требует красивого.
Вода и зелень! Не уместно ли сказать и о том, что давно пора устроить на нашем бульварном кольце каскад фонтанов. Едва ли терпимо дальше, что в городе, занимающем одно из первых мест в мире по количеству воды на каждого жителя, пока насчитывается всего семь фонтанов(!).
Фонтаны на бульвары! Вот призыв и к скульпторам, и к тем, кто ведает благоустройством наших бульваров.
Встает вопрос о том, что и как строить на бульварах. На зеленом фоне особенно безобразно выглядят всякие фанерные времянки. Любуешься лебедями на Чистых прудах и отводишь глаза от старой подмосковной купеческой дачи, которую кто-то выстроил в качестве помещения для ресторана. Живые лебеди на фоне ядовитой зелени этого большого сарая блекнут, становятся неживыми, походят на тех, что малюют кустари-надомники для рыночной продажи.
Впрочем, кафе на многих бульварах не лучше. Эти наскоро покрашенные сарайчики стоят на песке, в пыли, подальше от зелени. А здесь должно быть много цветов, и, конечно, не одно пиво, а кофе и молоко.
Почему же лежат без движения десятки проектов легких дешевых кафе для бульваров, сделанные мастерскими «Моспроекта»? А ведь среди них можно отыскать проекты и нового красивого светильника, и новых киосков, даже проект удобной и красивой урны. Но почему же только проект?
Кое-что, впрочем, сделано. У входа на Тверской бульвар, со стороны площади Пушкина, установлены киоски для цветов. Они напоминают большие и в то же время легкие цветочные корзины.
В конце бульвара воздвигнут изящный павильон - кафе. У него нет ни складов, ни кабинета для директора: кафе-филиал столовой, расположенной напротив. Это хорошо. Но стоит подумать о будущем такой постройки.
Ведь легкое кафе, украшающее бульвар летом, станет уродовать его зимой заколоченное, да и под снегом придет в негодность. Практика показала, что и разборные кафе остаются зимовать нa бульварах, потому что демонтаж их обходится примерно в четверть стоимости всего ооружения.
Может быть, надо строить на наших бульварах более фундаментально? Ведь неплохо получить стакан горячего кофе и зимой. Надо же где-нибудь погреться в мороз и «дошколятам», для которых бульвар - это самый первый в жизни и снеговой, и ледовый стадион.
Бульварам нужны легкие читальни, газетные киоски, где можно было бы не только купить, но и взять для прочтения газету или журнал. Можно устраивать здесь и киоски без продавцов. Работают же у нас с успехом трамваи и троллейбусы без кондуктора.
Если не считать немногих вагончиков с игротеками, на бульварах нет ничего для детей, кроме песочниц. А между прочим, архитекторы Центрального конструкторского бюро создали альбомы с разнообразными вариантами детских площадок. Ни один из них почему-то не осуществлен в натуре на московских бульварах.
Нужны газоны для игр. Почему дети должны играть в пыли, а не на траве? Ведь зеленые поля Лужников и «Динамо» выдерживают тяжелый бег мастеров футбола и травяного хоккея. Разве полям этим не устоять перед быстрыми и легкими ногами наших ребят?
У нас существует шефство школ над бульварами. Школьники помогают садоводам сажать цветы и ухаживать за ними. Очередь - за клубами; пусть и они возьмут шефство над «подоконными парками» и хотя бы по субботам организуют здесь выступления музыкантов, чтецов, поэтов.
Сретенский бульвар уже сейчас можно назвать бульваром Чигорина. Это место никем не организуемых шахматных турниров. У каждой доски - десятки «болельщиков». Каждая партия вызывает множество комментариев.
Почему бы Шахматному клубу СССР не взять под свое покровительство этот бульвар, не добиться постройки там шахматного павильона, не устраивать сеансы одновременной игры? Хорошо, если бы здесь было кафе, которое так и называлось: «Шахматы».
Многое, о чем здесь сказано, относится, конечно, не только к зеленому перстню Москвы, к бульварному кольцу «А», но и к другим бульварам. Трамвай «А» давно ушел с бульварного кольца, оставив старым липовым аллеям на память первую букву алфавита. Но кольцо «А» все же оказалось на самом последнем месте в алфавите бульваров Москвы.
Территории многих районов столицы пролегают по кольцу «А». Пусть же Рижский, Советский, Краснопресненский и другие райисполкомы сделают все, чтобы их частица кольца стала самой лучшей, самой красивой. Пусть, наконец, соберутся вокруг зеленого колечка, нарисованного для этой цели хотя бы на листке ватмана, все, кому о нем ведать и заботиться надлежит. Архитекторы и работники исполкомов, садовники и представители торговых организаций, сотрудники ближайших клубов, библиотек - пусть все они дружно возьмутся за это колечко.
Оно большое. Всем места хватит у зеленого перстня Москвы.
Строительство кинотеатра На Пушкинской площади, фото из Вечерней Москвы №241(12 окт.) 1960 года