Публикация Евгения Габриловича (1899 - 1993) "Новогодний базар" в газете Правда за 30 декабря(№359) 1936 года:
На площади Пушкина (Москва), за балюстрадой, разместился зеленый базар: продают елки. Ребята пяти-шести лет ходят здесь в полной праздничной амуниции: с деревянными саблями на боку, с трещотками и с куклами в ручонках. Они выбирают елку. Трудный и тщательный выбор. Сколько елок! Которую же из них увезти домой, украсить шарами, цветами и звездами, полюбить, запомнить надолго?..
Елка! Она прочна вошла в обиход в эти дни.
Она красуется в квартирах. Зеленеет в школах и в клубах. Сверкает на витринах.
Магазины всех специальностей украсили елкой свои витрины. Сколько хлопот у дед-морозов! Эти бородатые деды увешаны колбасами и окороками - в магазинах «Гастронома», конфетами и пирожными - в магазинах Главкондитера, шелками и бархатом - в магазинах Шелкосбыта.
В магазине Гастроном № 1 пользовалось успехом специальное отделение по продаже сладостей и украшений для елки. На фото: уголок отделения. Фото И. Фетисова и текст к фотографии из Вечерней Москвы за 3 января(№2) 1937 года.
На Манежной площади - новогодний детский базар. Он открылся вчера, в 8 час. вечера. Огромная искусственная ель возвышается здесь над ларьками и будками. Заяц скачет верхом на коне, под самой зеленой её вершиной. Шары и куклы. Сотни кукол. Синие, желтые, зеленые, черные, розовые слоны. Полотняные лисы. Плюшевые леопарды.
Но жирафы, желтые жирафы с курьезной шеей, с черными глазами, пользуются особым успехом среди юных покупателей. Вскоре же после открытия ярмарки жирафы распроданы. Это обстоятельство вызывает
немало огорчений.
- Ну, купим тигра тебе, - говорят в утешение родители шестилетнему карапузу,- купим льва.
- Хочу жирафа!
- Ну, хочешь слона? Мартышку? Собачку?
- Хочу жирафа!
В конце концов карапуз покидает базар веселый и радостный, прижимая к груди тигра, слона, лису и жестяной паровоз с белым дымом из ваты.
Завтра встреча нового года. Сегодня - последние приготовления. В упаковочных отделениях продуктовых магазинов завязывают корзины, набитые солениями, печениями, копчениями.
Нарасхват раскупают подарки. Разбирают цветы.
И глава семьи, влезши на табурет, водружает картонный корабль на огромную зеленую ветвь. Последний штрих! Елка готова!
Вечером вспыхивают разноцветные фонари на Манежной площади. В лучах прожекторов сверкает и искрится двадцатичетырехметровая елка. Сияют праздничные ее одеяния: куклы, зверьки, птицы, цветы, парашюты.
Толпы людей на площади. Они стоят возле театра «Петрушки» возле окошка, где «секретарь деда-мороза выдает всякого рода справки», возле новогодних ларьков. Двадцать шесть пестрых ларьков!
Чем только ни торгуют эти ларьки? Медведями - шоколадными, карамельными, мучными; зайчатами, сделанными из пряников, из марципана, из пастилы. Конфетами, бутербродами, блинами.
Базар в самом разгаре.
Новогодний базар на Манежной площади, фото из газеты Пионерская правда за 30 дек.(№ 176) 1936 года