Ольга Васильевна Лепешинская - Та Самая Балерина

Sep 29, 2008 09:36



28 сентября 2008 года Ольге Васильевне Лепешинской исполнилось 92 года.
Мой папа порой говорит про кого-нибудь: «Человек-эпоха», так вот таким человеком-эпохой можно справедливо назвать балерину советского балета Ольгу Лепешнискую.

И это была танцовщица именно Советского балета. Она родилась в 1916 году в Киеве. В ее семье знали, что их род один из древнейших польских дворянских родов, но Ольга Васильевна гордилась только своим прадедом народовольцем, который организовал в своем имении школу для крестьянских детей. Остальные документы и воспоминания были потеряны и забыты. Советской власти потомки польских дворян были не нужны, а Ольга Васильевна - пламенная комсомолка и активистка не нуждалась в дворянском происхождении.
Она хотела быть строителем мостов, как ее отец, но приехавшая к ним в гости балерина предложила отдать девочку в школу балета. А в 10 лет она уже танцевала в Большом. Ее называли «стахановкой», все ее рекорды и успехи описывались в газетах теми же словами, что и успехи ткачих, колхозниц и доярок. Все, чего она достигла, был результат огромного труда. Про нее есть много легенд или просто историй. Одна из них про то, как она училась делать свое знаменитое фуэте. Девочка оставалась одна после закрытия школы (сторожа подкупала мама пачками «Казбека»), чертила на полу круг мелом и начинала крутить фуэте. Поначалу ей хватало пяти раз и она вылетала из круга. Но время шло, круг сужался и уже скоро она на спор крутила 64 фуэте вместо 32 положенных.


Картина А.Герасимова
Она была признана, обласкана властью, ее ценили и поощряли. Сталин называл ее «стрекозой». «Лепешинская - лауреат четырех Сталинских и Государственных премий. В юном возрасте она была награждена орденом, так что никто, особенно милиция, не верил, что награда ее собственная, даже случались неприятности на улице: «Девушка, снимите это немедленно». Она кокетливо говорит, что ей некуда вешать награды - немереное количество орденов, в том числе и орден Ленина, медали за оборону Москвы и за доблестный труд во время войны». Ольга Васильевна была и есть настоящая патриотка. В 1941 году она отдала большую часть своей премии, а это 100 тысяч рублей на оборону Москвы. Как только началась война, она бросилась на курсы медсестер, но увидев человека с обгоревшим лицом, упала в обморок. Тогда она решила ездить по фронтам с концертами. Она танцевала на грузовиках, в палатках. Иногда ноги уходили в землю, когда она делала свое знаменитое фуэте.
«Абсолютный продукт советской власти» - так она себя и называет. Не мудрено, что когда появилось здание на площади Пушкина и на крыше башенки стояла девушка-танцовщица, все решили, что это и есть Лепешинская. Сама Ольга Васильевна вспоминает: «..каким Ромео был Миша Габович!..
Во время войны он был комиссаром батальона противовоздушной обороны. Вы хорошо помните площадь Пушкина? Дом № 17 уголочком выходит на бульвар и на улицу Горького. С левой стороны, если идете от центра. В этом доме я жила.
Башенку на крыше украшала фигурка девушки с поднятыми немножко по балетному руками - Эренбург написал в "Буре", что скульптуру лепили с меня.
Во время воздушных налетов мы сбрасывали маленькие бомбочки с крыш. Миша Габович стоял со своим батальоном на крыше дома наискосок - там размещалась редакция "Известий". Когда налеты заканчивались, звонили в центр к Габовичу и спрашивали, жива ли Лепешинская, имея в виду фигурку на башне...»


Октябрь, 1950 год. Спасибо popala_sobaka

и еще, и и вот тут

Она была депутатом всего, что только может быть. В своих воспоминаниях она говорит: «Боюсь испугать читателей информацией о том, что являюсь четырежды академиком, четырежды лауреатом государственных премий, доктором, профессором, обладательницей четырнадцати орденов... Последний орден получила в связи с круглой датой, которая на меня нагрянула».
У Ольги Васильевны было три мужа. С первым - ленинградским кинорежиссером она развелась еще до войны, второго, Леонида Райхмана - соратника Берии и она буквально вытащила из тюрьмы, вымолила у Берии. Он не вернулся к ней, может, не хотел портить ее карьеру, может ушел к другой. Но он был жив. Лепешинская вышла замуж в третий раз за генерала армии Алексея Антонова, начальника штаба войск Варшавского договора. «Они познакомилась случайно: после приема за балериной не пришла машина, и красивый незнакомец вызвался подвезти. Генерал знал французский язык и любил Шопена. Лепешинская называет этот брак самым счастливым. Через семь лет Антонов умер от сердечного приступа. От горя и шока на похоронах (Антонов похоронен в Кремлевской стене) Лепешинская временно потеряла зрение». После этого она уже на танцевала, преподавала, ездила по миру, участвовала в политической деятельности.
В 1962 году скульптуру танцовщицы с площади Пушкина решено демонтировать. Лепешинская всегда говорила, что со сцены они ушли вместе. Где теперь та скульптура мы не знаем, а Ольга Васильевна до сих пор является неутомимым борцом и активистом.


Она «подписала коллективное письмо, требующее вернуть в школьные программы по литературе роман «Как закалялась сталь». Потом оказалась в числе авторов обращения к Юрию Лужкову с протестом по поводу переименования переулка Николая Островского в Пречистенский. А когда имя Островского переулку не вернули, опубликовала в «Советской России» статью, в которой требовала непременно это сделать. Она боролась за Дом актера, чтобы ему дали помещение после пожара в старом здании на Тверской. И входила в организацию родственников лиц, похороненных у Кремлевской стены, протестовавших против инициативы СПС ликвидировать эти захоронения и перенести прах на кладбище.
Эта женщина всегда жила полнокровной жизнью. В большой квартире с антикварной мебелью она занималась йогой и играла с любимой собакой: именно Лепешинская, первой привезя щенка из-за границы, ввела в России моду на комнатных йоркширских терьеров. Сегодня она любит «драмбалет», анекдоты, постановки Бориса Эйфмана и балерину Светлану Захарову. Терпеть не может бранные слова, современный танец, «голубизну» на балетной сцене и скандалы вокруг Волочковой.
13 марта 2008 года Ольга Васильевна Лепешинская была госпитализирована в одну из московских клиник. Состояние оценивалось как тяжелое.

1950-е, Лепешинская, балерина, 1940-е, "Армения"

Previous post Next post
Up