Писано уже переписано о том, что реставрация Тверского бульвара неудачная. И началась она как-то спонтанно. Тогда казалось, что все это устроили просто для того, чтобы молодежь, которую прогнали от Абая, там лагерем не встала. Ну, ладно, поверили в то, что реставрация запланирована. В конце концов Никитский бульвар стал после реставрации лучше, по нему теперь ходить приятно и сидеть там одно удовольствие.
Я даже смирилась с заменой фонарей. Может быть, был в этом какой-то скрытый смысл - новые чуточку перекликаются с пушкинскими фонарями, старые были громоздкие, была какая-то архитектурная задумка, мысль какая-то промелькнула, которую мы не можем уловить, но мысль была. А вот почему убрали квадрат, обозначающий бывшее место памятника Пушкину - вот это была для меня загадка. Объяснить это можно только незнанием истории и значения этого памятника для Москвы. Выложенный из плитки квадрат не мешал движению, найти десяток-другой плиток контрастного цвета не представляется невыполнимой задачей. Мысль сделать "не так как было у Лужкова" странная. Опять виноваты гастарбайторы, которым вовремя не подвезли плитку и не объяснили зачем...
Хотя, я думаю, что это даже не халатность. Я ищу мысль там, где ее нет и быть не может. Для строителей и заказчиков это просто улица, "озелененная территория вдоль магистрали". Деревья есть, дорожки есть, детские площадки по последнему слову техники - всё. Об остальном они не задумываются.
Это мы сразу как только оказываемся на Тверском, нас окружают воспоминания, свои, чужие, рассказы, люди, фотографии. Сейчас другое время, другой подход. Смотрим на все, как на чистый лист. Понятия "культурный слой" и "историческая память" ушли в конец сметы.
Взгляните, от старого бульвара остался только домик Ермоловой, усадьба Литинститута и три-четыре домика на четной стороне, остальное - декорация для ваших фантазий, воспоминаний, знаний. Да, я любила постоять на этом квадрате. Да, я любила обойти вокруг него, задрав голову, как маленькая толстушка Марина Цветаева...
Сейчас я, как и множество других, оказалась в ситуации героини песни Новеллы Матвеевой: "Девушка из харчевни". Как в этой песне, мы сначала любили Пушкина на Тверском бульваре, потом место, где он стоял, а на него самого смотрели через дорогу. Теперь "и след ... исчез под кистью старого маляра", но "мне было довольно того что след гвоздя был виден вчера".
Click to view
В конце концов я же прохожу по тротуару около снесенного дома 27, поворачиваюсь спиной к пустырю, смотрю на наш тополь и представляю себе что только что вышла из подъезда.
И ведь мне никто не мешает идти по бульвару от Тимирязева и представлять себе пушкинскую зеленоватую спину, и прищурив глаза думать, что вижу те самые пушкинские фонари.
"А что я с этого буду иметь, того тебе не понять... Ля-ля-ля"
(последнюю фразу можно считать моим открытым письмом тем, кто не захотел повторить квадрат на месте памятника-Пушкина).