Москва 1920-х годов обзаводиться домами нового типа. Всего за 5-6 лет в Москве появляются постройки в стиле конструктивизм. На мой взгляд, это тот же модерн, умный, инженерный, думающий об удобствах и технологии, дневном свете и линии. Просто линии стали лаконичнее, и украшения в виде лорелей и цветов остались в 1910-х. "Славу прабабушек томных" теперь вытесняли не доходные дома, а коммуны и советские учреждения.
Фото А.Родченко
В Москве с 1925 по 1927 год появилось несколько общественных построек в стиле конструктивизма: здание Кожсиндиката А. П. Голубева (1925-1927 годы), институт Ленина С. Е. Ченышева (1925-1927 годы), Госторг Б. М. Великовского и В. Н. Владимирова (1926-1927 годы), здание газеты Известия архитектора Г.Б.Бархина и инженера А.Ф.Лолейта при участии М.Г.Бархина (1925-1927 годы).
До "Известий" этот участок Страстной площади занимал особняк Дубровиных. Часть его снесли и здание редакции втиснули между домом Фамусова и угловой частью особняка.
Место для редакции было выбрано неслучайно, ведь "Известия" были как бы продолжением газеты "Русское слово", принадлежащего Сытину. Редакция "Известий" переехала в 1918 году вместе с советским правительством из Петрограда и поселилось на Тверской. Сытину же советское правительство и поручило наладить выпуск правительственной газеты. Пришлось Ивану Дмитриевичу забросить "Русское слово" и взяться помогать молодой хорошо вооруженной республике, требовавшей печатный орган. "Известия" обосновались в принадлежавшем Сытину пятиэтажном здании типографии на Тверской. Среди полиграфистов, обеспечивших выход «Известий» к читателям страны, было немало сытинцев. Только потом, в 20-х власти решили построить для газеты собственное прогрессивное здание.
Первоначально на Страстной площади хотели возвести небоскреб, и проект Г.Бархина выглядел вот так
Настолько путанное здание, что до сих пор источники говорят о 11, 12, 14 этажах. :)
Потом то ли денег не хватило, то ли решили выше 5-6 этажа не строить и урезали здание до привычных нам этажей.
Здание удивительным образом перекликается с типографией Сытина:
Те же огромные окна, те же круглые иллюминаторы...
Одним из соавторов Г.Бархина называют инженера-конструктора Артура Лолейта. Скорее всего он участвовал в разработке первоначального проекта, который мог быть железобетонный. Артур Лолейт был - "рыцарем железобетона" в царской России, продолжал им быть и в советской. Выпускник Московского Университета, он в 1893-1903 годах участвовал в проектировании, расчете и строит-ве железобетонных конструкций крупных сооружений: Верхних торговых рядов на Красной площади, Музея изящных искусств, Зоологического музея Московского университета, дома страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре и Центральных бань в Театральном проезде. Он создал первую большепролетную конструкцию из железобетона над ткацким корпусом Богородско-Глуховской мануфактуры и запроектировал первый в стране железобетонный элеватор на Трехгорном пивоваренном заводе в Москве. Также он руководил строительством лютеранской церкви Петра и Павла в Старосадском переулке, когда В.А.Коссова в 1903 года отказался это делать.
Однако здание "Известий" построено из кирпича и только фасад заштукатурен и выкрашен в модный по тем временам бетонный цвет.
Официально издательство «Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК» образовано 24 января 1922 года Декретом ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов и Совета Народных Комиссаров РСФСР, однако начало его деятельности восходит к марту 1917 г., когда готовились к выпуску первые номера будущего печатного органа Верховного Совета СССР газеты «Известия».
Новое здание «Известий» позволило разместить под одной крышей издательства, типографии и редакции. В советское время комбинат печатал более 40 наименований советской периодики общим тиражом в десятки миллионов экземпляров.
Сам архитектор нового здания "Известий" был учеником А.Н.Померанцева, а в 1908-11 работал помощником Р.И.Клейна по оформлению интерьеров Музея изобразительных искусств и на строительстве Бородинского моста.
Как ни странно, но здание подверглось критике, Бархина обвиняли в "несоблюдении функционального метода" - проще говоря, за "красивость". А тот отвечал: "Одного функционирования в искусстве недостаточно". Уж где там усмотрели столпы российского конструктивизма "красивости" я не знаю. Может быть, круглые окна-иллюминаторы кабинета редактора были чересчур круглыми или балконы особенно выделяющимися. Однако, здание и правда красивое, что и говорить.
И часы... самые конструктивистские часы в Москве...
К слову сказать, автором часов был кремлевский слесарь Н.Беренс, который за почти десять лет до этого восстановил Кремлевские куранты.
Часы представляли собой увеличенную копию ходиков, которые с гирьками висели почти в каждом доме, минимум движущихся частей. Раньше с верхнего этажа спускалась люлька для того, чтобы часы перевести. Сейчас в кабинете главного редактора... ну или кто там теперь сидит достаточно просто дождаться времени, которое наступит на часах, и запустить маятник.
Часы отсюда
http://www.livejournal.ru/themes/id/25931 Что еще добавить? Пушкину теперь до "Известий" вообще не дойти, зато, если ему захочется в "Ростикс" или там в "Пиццу", это рукой подать.