О Константине Сергеевиче и Владимире Ивановиче

Mar 04, 2010 10:31




Знаменитая восемнадцатичасовая встреча Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Константина Сергеевича Станиславского состоялась 22 июня 1897 года в московском ресторане "Славянский базар". Разговор шел о возможности создания нового театра в Москве. Результатом этого разговора стало создание Московского Художественного Общедоступного театра. С театром сотрудничали А.Чехов, М.Горький, Л.Толстой, и до 1907 года все шло гладко. Потом с театром отказался работать Горький. Ему отказали в постановке пьесы "Дачники". Для России, Москвы, театра настали сложные времена, времена перемен. МХТ пережил революцию. Два режиссера продолжали работать в одной труппе, в одном здании.

Эту ситуацию описывает Булгаков в своем "Театральном романе"

Бомбардов удивленно поглядел на меня, но стер удивление с лица тотчас же и объяснил:
- Во главе нашего театра стоят двое директоров - Иван Васильевич и Аристарх Платонович. Вы, простите, не москвич?
- Нет, я - нет... Продолжайте, пожалуйста.



Однако тесно было двум таким ярким, талантливым личностям в стенах одного театра, поэтому помимо МХТ они в 1919 году создали еще два театра: Константин Сергеевич Оперную студию Большого театра (1919 год), Владимир Иванович - Музыкальную студию Московского Художественного театра (вскоре обе они получили статус государственных театров).



Владимир Иванович

Костантин Сергеевич ставил у себя классические популярные оперы - "Евгений Онегин", "Богема", "Кармен", "Пиковая дама", "Борис Годунов". Владимир Иванович искал и создавал новые - это были оперетты "Дочь Анго" Ш. Лекока, "Перикола" и "Прекрасная Елена" Ж.Оффенбаха, была поставлена новая авторская версия "Травиаты" (героиня стала актрисой, а действие происходило в Венеции) и "Кармен" ("Карменсита и солдат", сюжет которой был прочитан на уровне античной трагедии). Немирович-Данченко первым показал в Москве "Катерину Измайлову" Д.Д.Шостаковича и первую оперу молодого Т.Н.Хренникова - "В бурю".



Константин Сергеевич

Константин Сергеевич был лиричен и внимателен к деталям, Владимир Иванович - ярок и изобретателен. В одном они сходились. Постановки были реалистичными, опирались на психологию героев и отвергали идею "пышной, величественной оперы". Это были спектакли по законом драматической сцены.

Осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко выехала на гастроли. В октябре начались ее выступления в Европе (Берлин), затем труппа поехала в США. Потом труппа вернулась в Москву, и оказалось, что здания у театра уже нет.

- Это подло! - вскричала Поликсена Торопецкая. - Вы поступили подло, Демьян Кузьмич! Подло!
- Поликсена Васильевна!
- Это нижние подвели интригу под Аристарха Платоновича, пользуясь тем, что он в Индии, а вы помогали им!
- Поликсена Васильевна! Матушка! - закричал страшным голосом человек. - Что вы говорите! Чтобы я под благодетеля своего...

М.Булгаков "Театральный роман"

Об этой обиде, вопреки своему обыкновению, он не стал молчать.

Как раз в это время Немировичу-Данченко поступило предложение от одной американской кинофирмы и он принял его. Как ни странно Наркомпросс предоставил режиссеру в мае 1926 года отпуск на год, а потом продлил его еще. 25 сентября Немирович-Данченко вместе с женой приехал в Голливуд, где их поселили на виллу - с кипарисами, пальмами, террасами, гаражом. Режиссер встречался с голливудскими знаменитостями, сочинял сценарии и готовился к съемкам, заключил контракт с "Юнайтед артистс". Однако репетиции и беседы с актерами не давали ему удовлетворения, ни один из написанных им киносценариев не был запущен.
В январе 1928 года он вернулся в Москву со словами: "Творить можно только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе..."

В это время труппу Немировича-Данченко приютил у себя в театре Станиславский. В 1926 году распоряжением Правительства здание на Большой Дмитровке (бывшая усадьба Салтыковых) было передано двум студиям - Оперной студии К.С.Станиславского и Музыкальной студии под руководством Вл.И.Немировича-Данченко. Труппы работали здесь независимо друг от друга и выступали поочередно.



Иван Васильевич и Аристарх Платонович
Константин Сергеевич и Владимир Иванович

Ситуация повторяла МХАТовскую, два режиссера в одном театра. Как там у Булгакова?

- Позвольте! Неужели же Аристарх Платонович не может ничего ему сказать?
- Аристарх Платонович не может ему ничего сказать, так как Аристарх Платонович не разговаривает с Иваном Васильевичем с тысяча восемьсот восемьдесят пятого года.
- Как это может быть?
- Они поссорились в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году и с тех пор не встречаются, не говорят друг с другом даже по телефону.
- У меня кружится голова! Как же стоит театр?
- Стоит, как видите, и прекрасно стоит. Они разграничили сферы. Если, скажем, Иван Васильевич заинтересовался вашей пьесой, то к ней уж не подойдет Аристарх Платонович, и наоборот. Стало быть, нет той почвы, на которой они могли бы столкнуться. Это очень мудрая система.
- Господи! И, как назло, Аристарх Платонович в Индии. Если бы он был здесь, я бы к нему обратился...
- Гм, - сказал Бомбардов и поглядел в окно.



К.С. Станиславский на уроке в Оперно-драматической студии. 1938 г.

В конце 1930-х годов усадьбу, вмещавшую тогда в себя несколько театров и студий, было решено реконструировать и полностью отдать Костантину Сергеевичу. Для Владимира Ивановича было решено построить здание на Тверском бульваре.



Евзерихин, 1930-е

Тогда как раз хотели обновить четную сторону бульвара, снести все постройки от площади Никитских ворот до усадьбы Римского-Корсакова. Бульвар должен был начинаться величественным зданием ТАСС и идти единой линией до еще более величественного здания Музыкального Театра Немировича-Данченко. (Там много всего было задумано, хорошо, что обошлось.)




В 1938 году умирает Станиславский, в Европе начинается Вторая Мировая Война, необходимость в новом здании театра отпадает, да и средств на него уже не выделяется. На Тверском бульваре на месте дома Обер-полицмейстера остается громадный монстроподобный объект, четная сторона улицы остается на месте, а труппа Музыкального театра прочно обосновывается в здании на Большой Дмитровке 17.



Повторяю фотографию из предыдущего поста dedushkin1

В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла балетная труппа Викторины Кригер, к этому времени существовавшая уже 10 лет.

Официально труппа начинает именоваться Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в 1941 году.
Владимир Иванович Немирович-Данченко умер в 1943 году от сердечного приступа.
Музыкальный театр остается на Большой Дмитровке, а на Тверском бульваре в недостроенном здании обосновывается сначала Прифронтовой театр, а в 1970-х его частично сносят, частично встраивают в новое здание. В моем детстве это был театр "Дружбы Народов", а уже потом МХАТ им.Горького.

Фото Константина Сергеевича и Владимира Ивановича отсюда
http://www.stanislavskiy.info/show.html?ac=photos&opt=search&search_sections=112&pageID=2

1930-е, Прифронтовой театр, театры, театр Немировича-Данченко, личности, советские фото, МХАТ, дом 22

Previous post Next post
Up