Продолжаем вспоминать 1950-е. Эдуард Хруцкий "Криминальная Москва". Тверской бульвар.
Начало здесь
http://community.livejournal.com/tver_bul/190376.html Потеря великого поэта не повлияла на прекрасную привычку московского бомонда гулять по самому зеленому бульвару.
(Еще на месте, но его изчезновение не изменило картину)
В городе тогда, надо сказать, военных было больше, чем сегодня, но начиная с 1947 года они старательно обходили Тверской бульвар. Все дело в том, что легендарный конник Гражданской войны генерал-полковник Ока Иванович Городовиков в том далеком году вышел в отставку. Ему больше не надо было отдавать команды: «Эскадрон оправиться! Огладить лошадей!»
Поэтому генерал катастрофически скучал. После завтрака он выходил на бульвар и в сопровождении несчастного адъютанта, которого за ним закрепили на всю оставшуюся жизнь, совершал пешую прогулку.
Городовиков О.И. фото 1939 года
http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/ocherki_2/2_VII_4.htm Я очень хорошо помню его. Невысокого роста, в длинной зеленой бекеше с каракулевым воротником и золотыми генеральскими погонами, он шел чуть враскорячку, с особым кавалерийским шиком, отсчитывая каждый шаг звоном шпор. На голове лихо сидела папаха.
Генерал зорко поглядывал по сторонам, выискивая глазами несчастных солдат или курсантов. Впрочем, офицерам тоже доставалось от него.
Заметив жертву, генерал подзывал ее к себе, особенно он любил разбираться с учащимися военных спецшкол, и заставлял несколько раз проходить мимо себя строевым шагом.
Услышав зычный голос лихого конника, со всех концов бульвара сбегались посмотреть на это зрелище гуляющие. Редкое развлечение, прямо как смена караула у Мавзолея.
Я обратил внимание, что многие московские места были какими-то незримыми нитями тесно связаны с политическими преобразованиями, происходящими в стране.
После смерти Сталина Тверской бульвар немедленно освободился от ночных сторожей. Раньше вместе с темнотой на аллеях появлялась группа одинаково одетых молодых людей, которые не особенно скрывали свою принадлежность к мощному братству МГБ. Любимым их занятием было пугать влюбленных, расположившихся на лавочках.
Влюбленные. Фото Петерсон. 1958
Только ты начинаешь целоваться с любимой девушкой, как за спиной раздавалось деликатное покашливание и веселый голос спрашивал:
- Гражданин, прикурить не найдется?
Но их присутствие напрочь исключало любые криминальные действия на Тверском бульваре. Он заслуженно приобрел в Москве славу самого спокойного места, и сюда сбегались парочки со всего центра.
Фото Петерсон. 1958. (Это не бульвар, но мог быть и он :))
Они объяснялись в любви, не зная, что их счастье охраняет сама государственная безопасность.
Что делали «топтуны», так мы называли людей, стоявших в «зоне визуального контакта» на улице Горького и на Арбате, на воспетом Есениным бульваре?
Все оказалось просто и незатейливо. Тверской бульвар был трассой, по которой сам Лаврентий Павлович Берия возвращался в свой особняк на улице Качалова.
Дополнение от
i_ss1 "Часто, в моем раннем детстве, гуляя с папой по бульвару, мы встречали некоего усача-воина. Папа, наклоняя ко мне, восторженно шептал на ухо: "Это Городовиков!!!" Я не понимала значения сказанного, и про себя думала: " Это же Буденный! Усы!"
А это был настоящий Городовиков Ока Иванович, советский военачальник, генерал-полковник, Герой Советского Союза, награжденный 3 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями."