Оленина-д'Альгейм Мария Алексеевна
В истории культуры, как и в истории вообще, бывают белые пятна, пропущенные звенья, когда подчас важное явление или яркая личность как бы исчезает из памяти людей. И тогда возникают недоуменные вопросы: как же осуществилось то или иное событие, кто сыграл роль в его осуществлении? Как, например, случилось, что музыка Мусоргского “вышла” на французского слушателя, ...как вообще музыка этого композитора проникла на Запад, а имя Мусоргского стало таким же олицетворением русскости, как имена Толстого и Достоевского?
Ответ на такой вопрос не может быть однозначным, не может он и сводиться к деятельности одного человека. История утверждения Мусоргского в России и на Западе делалась усилиями многих - и композиторов, музыкально-общественных деятелей и, конечно, усилиями музыкантов-исполнителей. Среди последних есть одно забытое имя, которое неизвестно широкому кругу любителей русской музыки. Это имя Марии Алексеевны Олениной-д’Альгейм. А.Туманов "Она - и музыка, и слово"
Мария Алексеевна Оленина-д'Дальгейм родилась в селе Истомино (Рязанская губерния) 19 сентября (1 октября) 1869 в семье А.П.Оленина, директора Строгановского художественного училища. Не обладая большим голосом, она все же решает делать музыкальную карьеру. Учится в Петербурге, Париже. В Петербурге Мария Алексеевна очень сдружилась с М.А.Балакиревым (он посвятил ей романсы Из-под таинственной холодной полумаски и Шепот, робкое дыхание).
В Париже Оленина выходит замуж за французского писателя Пьера д'Альгейма. Вместе они организовывают цикл лекций-концертов, посвященных М.П.Мусоргскому; супруги проделали огромную работу, чтобы его творчество стало известно за рубежом. В 1908 в Париже была опубликована работа Марии Алексеевны «Заветы М.П. Мусоргского» (Le Legs de Moussorgski; русский перевод, 1910). Вскоре супруги переезжают в Москву и в 1908 создают «Дом песни», ставший центром камерного вокального искусства.
Для "Дома Песни" Оленина снимает у А.М.Константинова квартиру в доме под номером 8 по Тверскому бульвару.
http://www.artantique.ru/item.phtml?id=3553 Типичный сезон “Дома песни” состоял обычно из двух-трех циклов по шесть-семь концертов, даваемых в течение осенне-зимнего периода. Основная часть концертов в каждом цикле были сольные вокальные вечера Олениной-д’Альгейм. Один вечер предоставлялся какой-нибудь другой певице или певцу и один концерт сезона исполнялся Марией Алексеевной по программе, составленной членами “Дома песни”.
Философия и задачи “Дома песни” были изложены в первом выпуске ежемесячника “Дом песни”, начавшем выходить через два года после его организации. В качестве эпиграфа к каждому выпуску “Дома песни”, да и ко всей его деятельности были взяты слова-призыв Мусоргского: “К новым берегам!”
Для Марии Алексеевны в жизни не было ничего важнее ее искусства: ни личные интересы, ни семья, ни дочь, ни муж не могли прервать работу певицы. И в этой полной отдаче было даже что-то страшное. Только переступив через порог норм обычного, нормального, любящего своих близких человека можно было выдержать тот темп жизни и нагрузку, которую несла Оленина-д’Альгейм. Начало работы “Дома песни” совпало с ухудшением состояния дочери д’Альгеймов Марианны, больной туберкулезом. Марианна умерла в 1910 году. Этому предшествовал период, проведенный в санаториях и клиниках, где девочка находилась без своих родителей: в Москве были объявлены концерты “Дома песни”. Когда перед Марией Алексеевной вставал выбор между чем-нибудь личным и относящимся к искусству, она выбирала искусство. Спеть “Колыбельную смерти” было важнее, чем любое отвлекающее личное дело, даже смерть дочери...
Многие, слышавшие концерты Олениной-д’Альгейм, говорят, что «голос ее был небольшой, не очень красивого тембра и что ее вокальная манера не отличалась безупречностью». Что же тогда заставляло людей снова и снова приходить на ее концерты, восхищаться ей. Секрет был в ее актерском таланте, великолепной дикции, (газеты писали о «декламаторском таланте»), она прекрасно могла передать содержание романса или песни. Весь репертуар она помнила наизусть. Конечно, играло роль и богатство репертуара. Сольные концерты, проходившие в залах Благородного собрания Москвы и Петербурга, включали русскую классику, английские и французские песни, баллады, старинные еврейские песни и др.
Иногда создается впечатление, что в подавляющем большинстве слушатели не замечали недостатков. Оленина растворялась в романсах, которые исполняла.
Об этих качествах Марии Алексеевны как певицы очень хорошо сказала мне вдова Дариуса Мийо Мадлен Мийо, когда я посетил ее в декабре 1991 года в Париже: “Оленина-д’Альгейм была абсолютно чистая - как золото. Она как будто не имела отношения к нашему миру, но хорошо чувствовала его”.
Успех «Дома Песни» заключался так же в лекциях и беседах, сопровождавших концерты. В них принимали участие поэты В.Я. Брюсов, Андрей Белый. Кроме Москвы, концерты проводились также в других городах России, в Париже и Лондоне. В 1908-16 «Дом песни» провёл 7 поэтических и музыкальных конкурсов (с участием зарубежных композиторов). «Дом песни» издавал газету, бюллетени, брошюры с аннотациями и текстами исполнявшихся в концертах песен; проводил занятия с певцами. В 1912 учреждено общество «Дом песни», целью которого были изучение поэзии и музыки и подготовка исполнителей. К 1917 общество включало свыше 1 тыс. членов в Москве и Петрограде.
Андрей Белый так оценивал вклад Марии Алексеевны и ее мужа:
“Роль четы д’Альгеймов, мужа, организатора “Дома песни”, жены, единственной, неповторимой исполнительницы песенных циклов для первого десятилетия нового века, - огромна; они двинули вперед музыкальную культуру Москвы <...> думается: нигде в европейских столицах публике не предлагался с таким вкусом, подбором такой материал, как тот, который предлагался московской публике д’Альгеймами <...> если в Италии знали Скарлатти и Перголези, в Англии - песни на слова Бёрнса, в Германии - песенные циклы Шумана и Шуберта на слова Гейне и малоизвестного у нас поэта Мюллера, то Москве вместе с Глинкой, Балакиревым, Римским-Корсаковым, Бородиным и песенными циклами Мусоргского (кстати, до появления д’Альгеймов малоизвестными) показывались и Скарлатти, и Перголези, и Рамо, и Григ, и Шуман, и Шуберт, и Лист, и Гуго Вольф: в песнях; из года в год “Дом песни” учил Москву и значению песенных циклов, и роли художественного музыкального перевода, и истории музыки, не говоря уже о том, что семь-восемь ежегодных концертов, тщательно составленных, изумительно исполненных, с программами, сопровождаемыми статейками и примечаниями, заметно повышали вкус тех нескольких тысяч посетителей концертов, часть которых позднее вошла в сотрудничество с д’Альгеймами, когда концерты “Дома песни” стали закрытыми” (“Начало века”).
"Дом Песни" был очень популярен в 1910-е годы, несмотря на отсутствие рекламы. Сама Оленина вспоминала:
“Я всегда была против рекламы, считая ее несовместимой с достоинством артиста. Мне был дорог успех у моих слушателей, а о славе по окончании карьеры я не заботилась. Она приобретается главным образом тщательной рекламой, а я от нее отказалась, и мы не стали тратить на нее деньги. Петр был того же мнения, как и я. На всех моих концертах только за билеты брались деньги, все же остальное (бюллетени, программы) давалось, а не продавалось. И так было еще до основания Общества “Дом песни”
В 1918 году певица с мужем уезжают во Францию. Мария Алексеевна стала участницей движения Сопротивления, в 1946 вступила во Французскую коммунистическую партию, стала членом общества «Франция - СССР». В 1959 вернулась в СССР.
Пение Марии Алексеевны никогда не было записано на пластинку. “Вначале, - говорила мне певица в 1963 году, - было не до записей: концерты, новые программы, да и не было ни денег, ни потребности. А потом, когда умер Петр, денег совсем не стало, и было поздно об этом думать. А я к тому же никогда не доверяла никаким машинам, в том числе и микрофону”. Так получилось, что мы узнаем о том, какой певицей была Оленина, не слушая ее пение, а из косвенных источников: воспоминаний, статей и газетных рецензий. Тем не менее эти источники дают довольно детальную картину того, как современники воспринимали вокальное искусство этой оригинальнейшей художницы.
Умерла Оленина-д'Альгейм в Москве 26 августа 1970.
За неимением отдельной фотографии дома номер 8... Здесь восьмой дом самый высокий на бульваре.
Текст курсивом из книги Александра Туманова "Она - и музыка, и слово"
Об М. А. Олениной-д’Альгейм