Хотите верьте, хотите - нет... :)

Apr 09, 2009 22:07



Памятник Александру Ивановичу Герцену во дворе Литинститута
(скульптор М. И. Мильбергер, архитектор К. М. Сапегин).

Не так уж много в нашем городе осталось маленьких, уютных садиков. К тому же приусадебных. Один из них - перед зданием Литинститута (Тверской бульвар, 25), бывшей усадьбой дяди Александра Герцена. А в центре его - памятник Александру Ивановичу. Он принадлежит резцу скульптора Мильбергера, сегодня незаслуженно забытого. Эта статуя - одно из лучших изваяний знаменитого писателя, философа и демократа.


ПАМЯТНИК возник в 1959 году. А еще раньше, в 1920-е, здесь стоял памятник вымышленный. В ранних редакциях «Мастера и Маргариты» Булгаков писал о таинственном памятнике не менее таинственному поэту - тоже Александру Ивановичу. Только не Герцену, а Житомирскому: «Пыльная пудреная зелень сада молчала, и молчал гипсовый поэт Александр Иванович Житомирский, во весь рост стоящий под ветвями с книгой в одной руке и обломком меча в другой. За три года поэт покрылся зелеными пятнами, и от меча осталась лишь рукоять».

Или в другом варианте: «Сад молчал, и молчал гипсовый поэт Александр Иванович Житомирский - в позапрошлом году полетевший в Кисловодск на аэроплане и разбившийся над Ростовом».

Правда, был и третий черновик, в котором Александр Иванович погиб менее героической смертью - отравился осетриной.

Существует несколько достойных версий - кого именно зашифровал Булгаков под фамилией Житомирского. Исследователь Б.В. Соколов, к примеру, утверждал: «В редакции романа 1929 г. было написано о памятнике знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933 г. осетриной. Причем памятник автор расположил напротив ресторана «Дом Грибоедова», где это произошло. Намек на Безыменского в этой редакции был более явным, учитывая, что тот был как раз родом из Житомира».

А булгаковед М.О. Чудакова считает, что Михаил Афанасьевич под Житомирским подразумевал беллетриста Андрея Соболя, который 7 июня 1926 г. застрелился на другом конце Тверского бульвара, у памятника Тимирязеву. Впрочем, Булгаков симпатизировал Соболю, переживал его гибель и вряд ли стал бы так над ним иронизировать.

Так или иначе факт есть факт. Михаил Афанасьевич Булгаков предвосхитил появление памятника некоему Александру Ивановичу во вполне определенной точке Москвы - перед зданием нынешнего Литинститута, описанного в «Мастере и Маргарите» как здание МАССОЛИТа. Что само по себе более чем интересно.
Алексей Митрофанов. Аргументы недели. № 1 (87) от 09 января 2008 г.
.........................

Михаил Булгаков. Черновики: Черный маг, Копыто инженера
МАНИЯ ФУРИБУНДА

(Глава из романа "Копыто инженера")

Писательский ресторан, помещавшийся в городе Москве на бульваре, как раз насупротив памятника знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933 году осетриной, носил дикое название "Шалаш Грибоедова".

"Шалашом" его почему-то прозвал известный всей Москве необузданный лгун Козобоев - театральный рецензент, в день открытия ресторана напившийся в нем до положения риз.

Всегда у нас так бывает, что глупое слово точно прилипнет к человеку или вещи, как ярлык. Черт знает, почему "шалаш"?! Возможно, что сыграли здесь роль давившие на алкоголические полушария проклятого Козобоева низкие сводчатые потолки ресторана. Неизвестно. Известно, что вся Москва стала называть ресторан "Шалашом".

А не будь Козобоева, дом, в коем помещался ресторан, носил бы свое официальное и законное название "Дом Грибоедова", вследствие того, что, если опять-таки не лжет Козобоев, дом этот не то принадлежал тетке Грибоедова, не то в нем проживала племянница знаменитого драматурга. Впрочем, кажется, никакой тетки у Грибоедова не было, равно так же как и племянницы. Но это и не суть важно. Народный комиссариат просвещения, терзаемый вопросом об устройстве дел и жизни советских писателей, количество коих к тридцатым годам поднялось до угрожающей цифры 4500 человек, из них 3494 проживали в городе Москве, а шесть человек в Ленинграде

литературный бульвар, Литинститут, памятник Герцену, личности, дом 25, Булгаков М.А., современное фото, памятники

Previous post Next post
Up