Особняком в списке творческих женщин послереволюционной поры стоит имя замечательной художницы по костюмам и автора редкостных вышивок и аппликаций по текстилю Варвары Андреевны Каринской, урожденной Жмудской.
Варвара Жмудская родилась в Харькове в 1886 году. Ее беззаботная юность прошла в многодетной обеспеченной купеческой семье. С иголкой и ниткой маленькая Варенька не расставалась, как принято говорить, с младых ногтей. В большей степени из-за того, что получаемое ею домашнее образование включало в себя обучение швейному мастерству. Деловую жилку, тогда еще совершенно не пригодную для светской леди, Варя переняла от отца. Учиться было чему, крупного предпринимателя-миллионера Андрея Яковлевича Жмудского харьковчане всех сословий носили на руках. Купцы-конкуренты настолько его уважали, что не позволяли себе сочинять о нем сплетни, в знак почтения и признательности четырежды избирали главой «клана». Андрей Яковлевич не забывал о благотворительности. По его инициативе, подкрепленной значительными капиталовложениями, в Харькове возвели
Благовещенский храм.
Потом началась Гражданская война, которая принесла с собой много бед. Сегодня многим известна история об адъютанте его превосходительства, рассказанная в одноименном многосерийном фильме. Ее события, на самом деле, происходили в Харькове. Они были описаны в мемуарах Павла Макарова - тайного приверженца «красных», который был призван отвлекать от военных дел главнокомандующего белой армией Май-Маевского.
Вышедшая после Гражданской войны книга Макарова принесла Жмудским массу проблем. Клеймо пособников белогвардейцев могло погубить любого, не успевшего эмигрировать из страны. Долгое время они прожили в страхе, боясь услышать стук в дверь: «Откройте, ЧК!» Эти смутные времена Варвара встретила, будучи замужем за юристом Николаем Каринским. Муж и отец Варвары были вынуждены эмигрировать за рубеж. Ей же пришлось встречать новую власть в Крыму.
Спустя некоторое время Каринской с помощью брата Сергея удалось вернуться в Москву, где у них раньше была большая квартира на Тверском бульваре, неподалеку от
Надежды Петровны Ламановой. Правда, теперь квартира была занята многочисленными еврейскими и армянскими семьями, но две комнаты - гостиную и старую детскую - с трудом удалось вернуть. Практически, как в авантюрных романах, Варваре Андреевне повезло - сохранились драгоценности, спрятанные в тайнике. На эти средства она открыла в Москве чайный салон "ARS", в котором собиралась местная богема. Роль хозяйки этого заведения значительно повысила авторитет Каринской в среде столичных творческих людей. Художники, скульпторы, литераторы считали Варвару Каринскую «душой компании» и буквально боготворили её. Друзьями Каринской становятся художники Лентулов и Крымов, актеры Москвин и Качалов.Под покровительством Наркома просвещения Анатолия Луначарского Варвара Каринская открывает школу вышивки и ателье дамских мод. Каринская прославилась созданием новой технологии вышивки и аппликации по ткани, создававшей эффект живописного полотна, сравнимый с техникой работ художницы Натальи Гончаровой для парижского салона «Мырбор» в те же годы. А от ареста по указанию Вячеслава Молотова Варвару спас придворный советский поэт Демьян Бедный.
Вскоре с легкой руки дизайнера открывает двери первый салон Houte Couture ("высокой моды", "От кутюр") для московской элиты. В его стенах угождали капризам жен коммунистической «верхушки» и нэпманов. Ведь, вопреки слоганам о «свободе, равенстве и братстве», эти леди любили проехаться вечером на лимузине, посетить театр, не обращая внимания на окружающую разруху. А для подобных выходов эксклюзивный наряд был как нельзя к месту. Кроме того, обеспеченные модницы отправлялись за блестящими сережками и колечками в антикварный салон, которым управляла Варварина падчерица Татьяна. А «на десерт», по обыкновению, шли приобретать шедевры прикладного искусства, выполненные Евдокией - бабушкой племянника Варвары. Предпринимательско-творческая династия, и этим все сказано.
Но хозяйка салона понимала, что в большевистской России долго работать не удастся. Окончательно это стало ясно, когда на Варвару посыпались просьбы-угрозы с тем, чтобы она «добровольно-принудительно» национализировала свою школу. Именно она собрала за долгие годы уникальную коллекцию русской дворянской вышивки от Екатерининской до Александровской эпох, которую и смогла спасти от уничтожения, окантовав их в рамы и прикрыв сверху ученическими вышивками на темы символики «Пролеткульта» и Советского государства. Тогда родилась отчаянная идея. В 1928 году Каринская предложила Луначарскому провести выставку советской вышивки в Западной Европе. Варвара Андреевна рисковала, в задумке крылся тайный смысл. Если бы рамы произведений изящного искусства были просвечены рентгеном, то большевики поняли бы истинную причину выставки. Она вывозит и таким образом спасает от уничтожения окантованными под этими детскими работами старинные русские церковные и светские вышивки XVII-XVIII веков из своей коллекции.
Так из России уехала еще одна талантливая художница по костюмам вместе с дочерью Ириной, в шляпе которой были зашиты фамильные брильянты. «Я не знала, что в моей шляпе были алмазы, - признается дочь Каринской Ирина, - и жаловалась маме, что шляпа тяжелая…". Подкладка пальто Варвары Андреевны была сшита из стодолларовых купюр, деньги были вложены и между страницами книг Маркса и Энгельса...
*на фото: Баланчин с «драгоценными» балеринами, костюмы Каринской.
В Берлине Каринская задерживается ненадолго. Спешит в Париж, где открывает ателье вышивки и изготовления театрального костюма, сперва для Русской оперы, потом для Русского балета Монте-Карло. Работает с Мясиным и Баланчиным (именно он назвал Каринскую "Шекспиром балетного костюма"), виртуозно создавая костюмы к эпохальным постановкам.
Перед началом войны переезжает в Нью-Йорк, в возрасте 55 лет сызнова начинает свою карьеру и добивается ошеломляющего успеха. Ее прославленное ателье шьет для "Метрополитен-оперы", "Нью-Йорк сити балета", бродвейских постановок и голливудских фильмов. Каринская работает с Сальвадором Дали, Марком Шагалом, Кристианом Бераром. За фильм-балет с Зизи Жанмер "Сказки Андерсена" созданные ею вместе с прославленным Клаве костюмы номинируются на "Оскара".
*на фото: Марлен Дитрих в роли наложницы Джамиллы. Фильм «Кисмет», 1944 г.
Ингрид Бергман в костюме Жанны Д'Арк.
Ингрид Бергман в костюме принцессы Анастасии. Платье времен Николая II расшито Каринской настоящими жемчужинами.
А за фильм "Жанна д'Арк" (1948) с Ингрид Бергман в главной роли потрясающие костюмы Kаринской получают "Оскара" - единственный из данных в этой номинации эмигрантке из России.
30 лет эмигрантка из Харькова была главным стилистом New York City Ballet. Шаг за шагом Варвара Каринская изменила стандарты балетного костюма: вместо громоздкой многослойной юбки предложила легкую юбку из широких воланов, приоткрывавшую ноги и трепетавшую при каждом движении танцовщицы. Позже представила совсем короткий ее вариант: обеспечив жесткость воздушных тканей с помощью конского волоса, она сделала юбку, которая без всякого крахмала принимала положение параллельно полу. Так появилась знаменитая Powder Puff Tutu - один из символов балета.
У родственников не осталось ничего из работ Варвары Каринской. Алан Франсуа (внук Варвары Каринской) говорит, что все сейчас хранится в музеях либо в театрах.
Варвара Каринская - мисс Барбара Каринска - прожила долгую жизнь. Она умерла в 1983 году, не дожив трех лет до столетнего юбилея. До последнего своего дня Варвара Каринская не расставалась с пяльцами для вышивания...
исп.
http://www.objectiv.tv/120109/22531.htmlhttp://archives.maillist.ru/78639/233345.html