Целью очередной нашей поездки по Тверской области в сентябре прошлого года была заброшенная усадьба Ивановское в Удомельском городском округе. Место достаточно известное, можно сказать попсовое, но стоящее того, чтобы его посетить. Здесь можно найти сразу и старую помещичью усадьбу, и весьма живописную природу, и довольно любопытный постсоветский заброс.
Замок Гаслера под звёздным небом
Дом отдыха в Ивановском. 1950-е годы.
До указателя «Голубые Озёра 5 →» мы добрались от Твери на тачке, следовавшей в Удомлю. Дальше пять километров следовало пройти пешком по достаточно хорошей асфальтированной дороге, которая и привела нас к цели. Справа от дороги находилась современная бревенчатая церковь, слева на берегу озера, как следовало из вывески, - действующий городок отдыха «Лесная дача» (бывшая турбаза «Электромонтажник»).
Берег озера Волчино Удомельского городского округа Тверской области. Дата съёмки: 06.09.2020
Дальше начинается территория ныне закрытого санатория «Голубые озёра», внутри которой расположены уцелевшие строения помещичьей усадьбы Ивановское. Со времён усадьбы у дороги осталась пара симпатичных львов, от которых каменная лестница ведёт в обширный пейзажный парк. Выглядит весьма впечатляюще.
Охраняемая львами лестница ведёт в усадебный парк. Дата съёмки: 07.09.2020
Как ни удивительно, львы довольно хорошо сохранились. Они одинаковые, каждый держит в когтях пойманного кабанчика.
Лев, который слева. Дата съёмки: 07.09.2020
Небольшой экскурс в историю, чтобы было понятно, откуда в таком довольно глухом месте появилось это великолепие. Усадьба получила название по имени её первого владельца генерала Ивана Терентьевича Сназина, представителя дворянского рода, известного с XVI века.
Свою армейскую службу И.Т. Сназин начинал в так называемых «гатчинских войсках» цесаревича Павла Петровича, который в реальности почти точно повторил судьбу шекспировского Гамлета. После того, как в ноябре 1796 г. Павел становится императором, он щедро благодарит своих сподвижников. В 1797 г. И.Т. Сназин получает чин генерал-майора, земельные владения в Вышневолоцком уезде Тверской губернии и тысячу душ крепостных крестьян. По завершении недолгого царствования Павла I И.Т. Сназин продолжил служить при новом царе Александре I, участвовал в русско-турецкой войне 1806 - 1812 гг. Был награждён орденом Святого Георгия третьей степени за сражение при Батине (на территории современной Болгарии).
Выйдя в отставку в 1811 г., И.Т. Сназин получает возможность заняться обустройством своей усадьбы. Он переносит центр своих владений в Вышневолоцком уезде из села Овсеево на новое место, получившее по имени хозяина название «сельцо Ивановское». Недалеко от протоки, связывающей озера Волчино и Сестрино, строится двухэтажный дом в стиле позднего классицизма, к которому примыкали флигели и хозяйственные постройки. К сожалению, главный дом усадьбы не сохранился, уничтоженный пожаром в 2007 г.
После смерти в октябре 1834 г. И.Т. Сназина имение наследует его сын Павел Иванович. Он тоже служил в армии, хотя и не столь успешно, как его отец. Женившись вторым браком на представительнице известного дворянского рода Тормасовых, Павел Иванович получает право на двойную фамилию Сназин-Тормасов. Он также активно занимается обустройством Ивановского. При нём сооружается новый господский дом ближе к озеру в парке.
Как отмечают, П.И. Сназин-Тормасов имел весьма крутой нрав, чему способствовала личная трагедия: оба его сына Иван и Павел погибли, участвуя в дуэлях. Здесь представляется необходимым упомянуть о, так сказать, неприглядной изнанке дворянских усадеб. Как свидетельствуют документы, имеющиеся в Государственном архиве Тверской области, И.Т. Сназина и позднее его сына П.И. Сназина-Тормасова не единожды обвиняли в «жестоком обращении с крестьянами». Кстати их родственник В.В. Сназин, также бывший вышневолоцким помещиком, в 1838 г. по личному распоряжению императора Николая I был привлечен к суду «за бесчеловечные поступки». Если не учитывать подобные факты, не будет понятно то ожесточение, с которым действовали стороны позже в XX веке в ходе революции и гражданской войны. Это была вековая ненависть.
Вернёмся к описанию имения. От усадебных строений упомянутая выше лестница со львами ведёт в обширный парк, доходящий до берега озера Волчино. Парк в английском стиле, по незнанию его можно принять за лес. Однако, присмотревшись, можно понять, что старые деревья когда-то высаживали специально. Здесь находится ещё один объект монументального искусства только уже советской эпохи - памятник В.И. Ленину, уничтожившему помещичье землевладение.
Памятник В.И. Ленину в парке. Дата съёмки: 07.09.2020
В окружении буйной растительности находится главная достопримечательность этих мест - так называемый замок Гаслера. Данное сооружение в неоготическом стиле непривычно смотрится в нашей местности среди традиционных русских берёзок. Его создатель также был незаурядным человеком.
Выходец из семьи обрусевших немцев Владимир Фёдорович Гаслер закончил в Петербурге кадетский корпус, в котором преподавал его отец, и затем юнкерское училище. Только выпустившись из училища, молодой офицер сразу же попадает на очередную войну России с Турцией. Здесь в 1877 - 1878 годах В.Ф. Гаслеру доводится служить под командованием знаменитых генералов И.В. Гурко и М.Д. Скобелева. Он участвовал в наиболее значимых военных операциях той кампании: взятии города Плевны и легендарном зимнем переходе через Балканы. Был награждён за храбрость именным оружием.
Оставив военную службу, В.Ф. Гаслер приезжает в Тверскую губернию, где у его матери было небольшое имение, и вскоре устраивается управляющим в усадьбу Ивановское, которая после смерти П.И. Сназина-Тормасова в марте 1883 г. отходит его дочери Софье Павловне. В Ивановском В.Ф. Гаслер себя показал в качестве хорошего организатора сельскохозяйственного производства. В этот период многие дворянские усадьбы приходили в упадок и продавались за долги. Ивановское же под управлением Гаслера, напротив, стало настоящим оазисом благополучия. Применение передовых для того времени технологий позволило сделать хозяйство рентабельным. Также здесь следует упомянуть, что давая работу крестьянам окрестных деревень, В.Ф. Гаслер вовремя с ними рассчитывался. Это действительно был землевладелец нового типа, выгодно отличавшийся от помещиков. Хотя основа для социального конфликта по-прежнему оставалась: крестьяне работали на земле, которая им не принадлежала.
Так называемый замок Гаслера - главный дом усадьбы. Вид с севера. Дата съёмки: 07.09.2020
С.П. Сназина вскоре выходит замуж за В.Ф. Гаслера, который был её на девять лет моложе. Можно предположить, что данный брак являлся формальным. Вероятно, Гаслеру было проще управлять большим имением в качестве мужа владелицы, а не наёмного работника. Во всяком случае, состоя в браке с С.П. Сназиной, он в 1893 г. завязывает отношения с её бывшей горничной М.Е. Новосельцевой, для которой строит двухэтажный дом в четырёх километрах от Ивановского. Как утверждают, С.П. Сназина знала о наличии у её официального мужа второй семьи и не была против. 12 февраля 1904 г. после продолжительной болезни в возрасте 56 лет С.П. Сназина умирает, после чего её супруг становится полноправным хозяином имения. В.Ф. Гаслер теперь уже официально женится на М.Е. Новосельцевой, признавая детей, рождённых до этого вне брака.
Управление имением В.Ф. Гаслер совмещал с общественной деятельностью. В 1913 г. стараниями Гаслера, являвшегося членом губернского училищного совета, рядом с усадьбой за озером открывается Ивановское земское училище с четырёхклассным образованием, куда принимали крестьянских детей из окрестных деревень. Для училища было выстроено деревянное на каменном фундаменте здание. В 1915 г. В.Ф. Гаслер, снискавший признание своими успехами в сельском хозяйстве, был избран председателем Тверской губернской земской управы. Он с увлечением занимался вопросами земских больниц, школ, дорог, не забывая при этом и про свою усадьбу.
Имея стабильный доход от сельскохозяйственного производства и лесозаготовок, В.Ф. Гаслер получает возможность заняться полной перестройкой господского дома в соответствии со своим вкусом. По желанию заказчика в 1907 - 1914 годах дом был реконструирован с использованием элементов готического стиля - башенок, стрельчатых окон, щипцов, что делало его несколько похожим на средневековый замок. Также при проектировании и строительстве использовались приёмы модного тогда стиля модерн.
Результаты этой перестройки можно наблюдать и сегодня. Главный вход, к которому ведут полукруглые лестницы, находится с северной стороны здания. Над входом большой балкон, кровля которого поддерживается деревянными резными столбами.
Балкон и верхняя часть башенки. Вид с севера. Дата съёмки: 07.09.2020
С восточной стороны дома находится башенка с балконом, выйдя на который можно было смотреть на восходящее солнце.
Башенка. Вид с севера. Дата съёмки: 07.09.2020
С востока к башенке примыкает открытая терраса, ныне находящаяся в полуразрушенном состоянии. В цокольном этаже здания, как это было тогда принято, размещались кухня и хозяйственные помещения.
Цокольный этаж здания. Дата съёмки: 07.09.2020
На первом этаже находились большая столовая и гостиная, где стоял рояль. Рассказывают, что в летний период владельцы усадьбы охотно принимали у себя гостей. Доподлинно известно, что в Ивановское к бывшему подчинённому приезжал отставной генерал-фельдмаршал И.В. Гурко, который провёл последние годы жизни в своём имении Сахарово близ Твери. Также в Ивановском гостил и работал на пленэре известный художник В.К. Бялыницкий-Бируля. Существует легенда, что здесь якобы бывал и художник И.И. Левитан.
Из гостиной можно было пройти на летнюю веранду или балкон, который выходил в зимний сад.
Гостиная. Окна и дверь балкона, выходившие в зимний сад. Дата съёмки: 07.09.2020
Полностью остекленное помещение зимнего сада, пристроенное к основному зданию с южной стороны, имело в центре фонтан. В саду росли лавр, олеандр, пальмы, розы.
Зимний сад. Слева виден балкон, на который можно пройти из гостиной. Дата съёмки: 07.09.2020
Как указывала в своих воспоминаниях дочь Гаслера Елена Владимировна Шидловская, работы по перестройке дома были завершены к Рождеству 1914 г. В столовой поставили большую ёлку. Ёлка былая такая высокая, что её наряжали с лестницы, ведущей на второй этаж. На празднование нового 1915 года пригласили крестьянских детей, каждому из которых подарили по кульку со сладостями.
На втором этаже дома находились кабинет хозяина и жилые помещения. Даже сегодня, когда от дома остались по сути только стены, понимаешь, что здание хорошо приспособлено для комфорта жильцов, что когда-то здесь было уютно. Вспоминаются строки В.В. Набокова:
Глаза прикрою - и мгновенно,
весь легкий, звонкий весь, стою
опять в гостиной незабвенной,
в усадьбе, у себя, в раю.
Помещение на втором этаже, где был кабинет хозяина усадьбы. Дата съёмки: 07.09.2020
Впрочем, наслаждаться уютом В.Ф. Гаслеру здесь довелось совсем недолго. Хотя Гаслер не был классическим помещиком, делал много хорошего для крестьян, но даже он не смог избежать трений с несговорчивыми земледельцами. В частности, у него возникли споры по границам земельных владений с крестьянами соседней деревни Никулкино.
В 1917 г. в крестьянской среде преобладали настроения, столь точно сформулированные М.А. Булгаковым в «Собачьем сердце»: «Взять всё, да и поделить». После очередного конфликта с крестьянами в октябре 1917 г. Владимир Фёдорович с семьёй покидает Ивановское и поселяется в Вышнем Волочке. После утверждения власти большевиков В.Ф. Гаслер устраивается на работу в земельный отдел Вышневолоцкого уездного исполнительного комитета, где занимается межеванием земель. Бывший землевладелец становится советским служащим. Его супруга устраивается учительницей в школу. В 1923 г. В.Ф. Гаслер с семьёй переезжает к родственникам в Петроград. Он умер в 1934 г., похоронен на Смоленском кладбище. Его вдова умерла в декабре 1941 г. во время блокады Ленинграда.
Возвращаясь к современному состоянию главного дома усадьбы, можно сказать, что помимо наружных стен от времён Гаслера сохранились разве что оконные рамы и коробки дверей. В одном месте на первом этаже можно обнаружить остатки метлахской плитки.
Остатки метлахской плитки на первом этаже. Дата съёмки: 07.09.2020
В остальном печальная картина полного разорения. В некоторых местах уже отсутствуют межэтажные перекрытия. Большую часть железа, которым была покрыта крыша, «добрые люди» ободрали. Не имеющее кровли здание, где так много деревянных конструкций, просто обречено на разрушение.
На уничтожение было обречено и налаженное В.Ф. Гаслером хозяйство. В Ивановском создали было коммуну из бывших работников усадьбы, но просуществовала она недолго. Потом здесь пытались разместить детский дом, свиносовхоз «Коммунар». Наконец, в1938 г. обустроенную под Дом отдыха территорию передали московскому мясокомбинату имени Микояна. В июне 1938 г. Дом отдыха в Ивановском принял первых 150 отдыхающих. В последующие годы здесь одновременно отдыхало по 250 - 300 человек.
В период Великой Отечественной войны в Ивановском располагался госпиталь 6-ой воздушной армии. После войны вновь возобновил деятельность Дом отдыха, в 1960 г. перешедший в ведение профсоюзов. Тогда же у него появилось название «Голубые озёра».
Помимо главного дома от усадьбы до настоящего времени уцелели многочисленные флигели и хозяйственные сооружения, некоторые из которых возводились в середине XIX века при П. И. Сназине-Тормасове. Один кирпичный домик из их числа до сих пор используется под жильё.
Бывший флигель усадьбы. Дата съёмки: 07.09.2020
В кирпичном строении, некогда бывшим фуражным сараем, сейчас находится работающий продовольственный магазин с символичным названием «Феникс». В бывшем здании кузницы ещё некоторое время назад функционировало почтовое отделение, ныне уже закрытое.
Продовольственный магазин «Феникс» в бывшем фуражном сарае. Дата съёмки: 07.09.2020
Здесь же рядом находится современный монумент, посвящённый памяти уроженцев этих мест, погибших в ходе Великой Отечественной войны.
Монумент землякам, павшим в Великой Отечественной войне. Дата съёмки: 07.09.2020
Несколько в стороне расположен одноэтажный с мезонином бревенчатый дом, который некогда занимал управляющий усадьбы, и где затем размещалась контора Дома отдыха. Теперь внутри всё рагромлено, разломано. Что называется, мерзость запустения. Лишь на потолке еще сохранились остатки старинной лепнины.
Бывший дом управляющего усадьбой. Дата съёмки: 07.09.2020
Рядом находится интересное строение погреба-ледника, у которого основание стен сделано из массивных валунов, на которые надстроена краснокирпичная кладка.
Сбоку основного помещения ледника устроены коридоры, обеспечивавшие циркуляцию воздуха.
Боковой коридор ледника. Дата съёмки: 07.09.2020
Озёра Волчино и Сестрино, близ которых строилась усадьба, имеют ледниковое происхождение, их глубина в отдельных местах достигает 30 метров. В хорошую солнечную погоду водная поверхность отливает разными оттенками синего цвета, что объясняет закрепившиеся в последние годы название - «Голубые озёра».
Озеро Волчино. Дата съёмки: 07.09.2020
При П.И. Сназине-Тормасове через протоку, которая связывает озёра, возвели мост, называвшийся Красным, так как его быки и столбы у входа были выполнены из красного кирпича. В начале 1990-х годов старый мост обрушился. Вместо него через протоку перекинули существующий сегодня подвесной пешеходный мостик.
Подвесной пешеходный мостик. Дата съёмки: 07.09.2020
Последние десятилетия на территории бывшей усадьбы находился подведомственный профсоюзам Дом отдыха «Голубые озёра», от которого остались четырёхэтажные спальные корпуса постройки 1988 - 1989 годов.
Спальный корпус, соединённый со столовой. Вид с крыши соседнего спального корпуса. Дата съёмки: 07.09.2020
К одному из спальных корпусов пристроено большое здание столовой на 500 человек. В прежние времена «Голубые озёра» являлись достаточно популярным заведением, где отдыхало в летний период до 500 человек за смену, в зимний период - 300.
Вид на столовую с крыши спального корпуса. Дата съёмки: 07.09.2020
Сохранившаяся схема Дома отдыха тех лет позволяет видеть, что в дополнение к сохранившимся от усадьбы возведены новые объекты, необходимые для функционирования подобного учреждения: котельная, насосная станция, баня-прачечная, лодочная станция, танцевальная площадка.
Декоративное керамическое панно на стене столовой. Дата съёмки: 07.09.2020
После распада Советского Союза в декабре 1991 г. Дом отдыха в Ивановском постепенно приходит в упадок. В 1992 г. «замок Гаслера», где долгое время находились столовая и актовый зал Дома отдыха, закрывается как бы на ремонт. В 2002 г. «Голубые озёра» перерегистрируются в детский оздоровительный лагерь. Это было связано с тем, что детский отдых лучше финансировался государством. Затем в Ивановском регистрируется ООО «Санаторий «Голубые озёра», которое в 2007 г. продаёт здравницу московской фирме «Стройинновация».
Спальный корпус на 100 мест. Дата съёмки: 07.09.2020
Новые собственники «Голубых озёр» стремились лишь извлекать прибыль, абсолютно ничего не вкладывая. Результат подобного хозяйствования был предсказуем: в 2010 г. санаторий прекратил своё существование.
Спальный корпус, соединённый со столовой. Вид с крыши соседнего спального корпуса.
Весьма тягостные чувства испытываешь, когда сегодня ходишь по развалинам, где некогда люди отдыхали, поправляли здоровье. Видя достаточно современные строительные материалы, использовавшиеся при отделке помещений, понимаешь, что жизнь ушла отсюда недавно. Самый старый документ санатория, что нам довелось найти внутри пустующих помещений, датирован осенью 2009 года.
Бывшие флигели усадьбы и спальные корпуса санатория. Дата съёмки: 07.09.2020
И вот за несколько лет здесь всё уже успели так сильно испохабить. Бывшие корпуса здравницы выглядят, как после вражеского нашествия. Только вот нашествия-то никакого не было. Как писал А. Галич: «И это уже не татары, Похуже Мамая - свои!».
Развеют ветры смертный прах! Дата съёмки: 07.09.2020
В дни революционных потрясений начала XX века крестьяне громили ненавистные им помещичьи усадьбы. В новейшее время, когда, условно говоря, свершилась контрреволюция, местные жители вновь активно приняли участие в уничтожении наследия «проклятого прошлого»: постсоветского санатория. В результате теперь стоят разгромленными и старые строения усадьбы, и более новые сооружения санатория. И у всего этого, похоже, нет иной перспективы, кроме полного разрушения.
Текст: Сергей Ковалёв
Фото: Евгений Романов