Куклы как жизнь...

Dec 29, 2012 18:56

28 декабря в Малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась выставка «Куклы как жизнь», организованная региональным отделением общественной организации «Союз дизайнеров России».  Девиз выставки - «Счастливого Нового года и Рождества». Выставка была оформлена необычно: сквозь спускающуюся «прямо с небес» прозрачную тюль таинственно мерцала всеми своими украшениями новогодняя елка, малая пластика органично сочеталась с большими арт-объектами, выполненными из картона, кусочков трикотажа и т.д. Смысловым центром экспозиции был «парящий под потолком» белый картонный ангел, создающий  атмосферу волшебства. nbsp;

В экспозицию, в частности, вошли куклы ручной работы тверских мастериц Ольги Котеневой-Пушко и Елены Дегтяревой,

которые занимаются этим видом творчества уже шесть лет. Обе неоднократные участницы дизайнерских выставок. Днем они занимаются компьютерным дизайном в рекламной компании, а в свободное время - любимым делом. Ольга Котенева воплощает своих персонажей в разной технике:  текстиле, пластике, папье-маше.



Сотворение куклы - трудоемкий процесс, на который уходит порой несколько недель. Она любит воплощать персонажей итальянских площадных и литературных комедий - Арлекина, Коломбину, Труффальдино и др. Ее куклы утонченны, артистичны, трогательны и, кажется, способны вызвать улыбку у самого мрачного зрителя. Особенно покорило публику необычное украшение на шее Ольги: большая, свернувшаяся кольцами змея, сшитая из пятнистой ткани и отделанная стразами,- символ нового года по восточному календарю. В свернутом виде змея благополучно превращается в диванную подушку.





Изготавливая кукол, придавая им разный характер, мастерицы как бы протестуют против единообразия и зарегламентированности современной жизни, и, в частности, против заводской штамповки, господствующей в кукольной отрасли в советские годы, когда повсеместно дети играли одинаковыми пупсами с непременными ямочками на щеках. Кукла ручной работы, напротив, несет на себе индивидуальность и характер мастера, тепло его рук и души, а высокое художественное мастерство способно превратить ее из утилитарной вещи в выставочный объект.

У Елены Дегтяревой увлечение куклами началось с детства и серьезно проросло уже во взрослой жизни, когда изготовление кукол стало одним из популярных трендов в развитии современного декоративно-прикладного творчества. На выставке она представила необычную композицию «Домовые».  Это не те круглолицые и румяные персонажи с соломенными волосами, стрижеными под горшок, с голубыми глазами-плошками, к которым мы привыкли,  - ее домовые больше похожи на леших: такие же угловатые по фактуре, с крючковатыми носами, однако во всем облике этих сказочных персонажей проглядывает  некая сакральность, связанная с народными легендами и мифами.








Фигурки домовых сделаны ею в технике папье-маше, пожалуй, самой трудоемкой для кукольников. Лена нашла благодатный материал - кассеты из-под яиц, причем иногда сама фактура картона подсказывает образ, который в дальнейшем выйдет из-под руки мастерицы. Алгоритм работы следующий: сначала мастерят проволочный каркас  куклы, определяющий ее позу, затем готовят бумажную массу, - кассету измельчают, смешивают с водой, взбивают смесь блендером и добавляют клей по индивидуальному рецепту. Затем бумажную массу, слой за слоем, накладывают на проволочный каркас куклы, формируя скульптурный облик. В дальнейшем куклу одевают, или наклеивая кусочки ткани, или надевая на нее уже сшитый костюм, - и она, верит мастерица,  начинает жить своей особой, таинственной жизнью.

Авторы экспозиции приглашают всех неравнодушных к прекрасному посетить выставку дизайнерских работ.






Previous post Next post
Up