Click to view
На встречу с продюсером, журналистом и режиссером-документалистом Оксаной Максимчук, к моему удивлению, пришло немного человек. Зато я встретилась со всеми, кто любит мыслить, ценит арт-хаус и читает умные книги. Вениамин, Евгения, Анастасия, Ольга, Валерий, Денис, Юлия и другие коллеги, с которыми мы часто философствуем о вечном.
Мне понравилась Оксана с первых минут. Приветливая, открытая, без пафоса, уютная. Общение на "ты" расположило к откровенному диалогу. При этом Мастер оказалась глубоко содержательным и принципиальным человеком. Оксана нашла себя, гармонию: у нее нет внутренних резонанса и разлома. Она рассуждала легко, просто, в меру эмоционально о кино, журналистике, телевидении. Приятная женщина с экстравагантным акцентом, в платье цвета "электрик", скромно оценивающая свои силы и талант (включая совершенное знание трех иностранных языков!). Мы с Женей Бековицкой сразу поняли: "наш человек!":)
О.Максимчук много путешествует: съемки, участие в международных кинофестивалях, переговоры. Она приехала к нам, спиркинцам, в гости в Останкино прямо из Амстердама, где живет и работает последние годы. Оксана окончила журфак МГУ и в начале девяностых отправилась в Голландию практиковаться. Там же познакомилась с будущим мужем. Родила сына - сегодня ему 9 лет. Она не считает себя режиссером (опять же из природной скромности и адекватности восприятия себя - заслуживает отдельное уважение!), однако создает чуткие, нетривиальные, амплитудно-темпераментные картины, заставляющие зрителя задуматься о важном. Оксана автор знаменитого фильма смешанного жанра (ближе к документалистике) о потерянном поколении - ADAPTERS. Я обязательно посмотрю его во время январских каникул (коллега любезно согласилась прислать мне ссылку).
Ее первая работа - фильм «Наташа» посвящен теме эмиграции. Преподаватель Сергей Муратов выбрал его для «пресс-клуба» на телевидении. Хронометраж документальной картины около 12 минут. "После первого показа в студии разразился скандал", - вспоминает Оксана. Злободневный в то время вопрос: многие молодые ребята уезжали за рубеж, но говорить об этом было непринято. Так что фильм Максимчук спровоцировал эмоциональный всплеск аудитории, а позже и общественности.
С годами наша коллега убедилась, что совмещать роли продюсера и режиссера категорически противопоказано: задачи и взгляды на одно и то же у них разные. Первый занимается продвижением продукта, второй - созданием художественного творения. Причем, документалистика подразумевает дешевое производство - можно снимать на телефон со стола грандиозные потрясающие вещи. Вот постпродакшн - это уже дорогой процесс. Дистрибуция - третий этап.
Существует международный ресурс "Арте", объединяющий, отбирающий лучшие из лучших документальные работы на самые разные темы. Благодаря этому ресурсу-фонду режиссеры получают гранты, на которые снимают качественное кино и продвигают его. Есть случаи, когда на поддержку талантливых проектов выделялось порядка 70.000 евро. Размах не шуточный, но зато и кино настоящее, со смыслом и "собственным дыханием". Однажды Оксана для того, чтобы заразить своей идеей, описала свою мотивацию как режиссера в стихах. Это покорило сердца экспертов:).
В Нидерландах и, в целом, Европе, стараются поддерживать чистоту жанра, в отличие от России. Здесь сами режиссеры часто не могут определить жанровую принадлежность своей картины: что-то между кино и ТВ, а нередко и на гране...
Из предпочтений О.Максимчук (я попросила порекомендовать к просмотру произведшие на нее особое впечатление документальные фильмы): "Одинокий голос человека" Александра Сокурова, мультипликация Павла Головкина, "900 дней" Катрины Картер, «Борис Рыжий» Алёны ван дер Хорст, "Да здравствуют антиподы!" и "Беловы" Виктора Косаковского, "Кровь" Алены Рудницкой, фильмы Виталия Манского.
На действия со стороны власти, периодически цензурирующей, запрещающей или призывающей популяризовать те или иные ценности посредством кино и ТВ, Оксана смотрит по-философски мудро: "Если надо идти в обход, чтобы показать что-то реальное и ценное, то, может, это и неплохо. Режиссер должен постараться, значит. Я оптимистка. Считаю, что всегда можно найти выход из любой ситуации и красоту - в убожестве".
Я заметила за время нашего простого полезного общения, что Оксана хороший психолог, чувствующий пространство, настроение людей и, конечно, свое собственное. Один из ее принципов - "попробовать себя в разных амплуа и быть честным с собой". Мне близко то, что моя коллега пишущий человек, умеющий интересно и грамотно выражать чувства и мысли на бумаге, в телеэфире, посредством киноленты.
Она назвала себя "ментальным спринтером", предпочитающим короткосрочные проекты (в основном, ТВ), где результат не надо долго ожидать, как в художественном кино. "Кино - это долгое дыхание", - метко замечает О.Максимчук.
Мы поговорили о разном, волнующем каждого из нас. О том, что продюсирование приносит доход, а документалистика - радость. О том, что часто женщины находят себя лет в сорок, - тогда у них открывается второе дыхание, и они вершат судьбу мира. О том, что три темы: дети, животные и смерть - остаются, как и прежде, самыми популярными у зрителей, а, значит, и большинства режиссеров, сценаристов. О гениях Тарковского и Достоевского.
Мне показалось симпатичным Оксанино определение монтажера - "муж 03": с ним проводишь много времени, работая над теле- и кинопроектами, он в каком-то смысле является "скорой помощью" в экстренных случаях.
О.Максимчук натура творческая, запальчивая, экстравертивная. "У меня свой градус. Если меня задело что-то - я не буду спать всю ночь. И непременно это сниму. Знаете, есть три профессии, люди которых способны изменить мир, - это журналисты, политики и священники. Они находятся "над" и задают высокую планку, превыше всего ценя правду. Я говорю сейчас о людях честных, а не случайных, конечно".
Оксана дорожит возможностью снимать и показывать жизнь такой какая она есть, как это гениально делает Марина Разбежкина.
Сегодня сильная женщина, любящая хорошее кино и с благодарностью принимающая правду жизни, активно помогает Йосу Стеллингу снимать новый фильм в России. Он по достоинству оценил творческий полет Оксаны под названием ADAPTERS: "Ты очень замечательно показала русскую женщину c ее вечным внутренним конфликтом, несовместимостью ее тонкой нервной системы и очень больших амбиций».
А мне кажется, это образ самой Оксаны Максимчук - вдохновенно реализующей свой потенциал, каждый раз открывающей в себе новые грани, трепетной и милосердной жительницей Нидерландов с русской душой и добрыми голубыми глазами...