О собственной гордости не моющих руки. (К статье Сергея Грабовского „Як примусити можновладців мити руки“, в которой он справедливо изумляется депутатам украинской рады, пренебрегающими мытьём рук после уборной:
http://www.pravda.com.ua/news/2007/11/6/66406.htm)
„Кто на пол плюнет - тот и человека убъёт!“ Эта старинная максима существовать не переставала, но её давно забыли, - с тех пор, как она бесследно растворилась в атмосфере поголовного цинизма.
Лет десять назад мне пришлось быть невольным свидетелем описанного Сергеем Грабовским феномена при следующих обстоятельствах: в одном западноевропейском углу, в некоей школе для взрослых, в которой переселившийся жить в эту страну из бывших советских республик народ учили местному наречию. Наше тесное общение длилось полгода, и за это время нельзя было не отметить: кто угодно другой - тот мыл, а наша публика гордо игнорировала этот процесс. Кто-то считал это зряшным, а кто и унизительным делом, то есть у всех были веские причины поскорее удрать в место поприличнее - в курилку или столовую.
Вы ведь не думаете, что это только для рифмы было выдано: „У советских собственная гордость - на буржуев смотрим свысока!“? А с момента написания этой строчки до наших дней этая гордость ого как окрепла! Совсоюз распался, а гордость осталась. К примеру, один почти ещё молодой человек (1958-го г.р.), с которым я рискнул поделиться своим недоумением касательно пресловутого мытья рук, самоуверенно объяснил мне буквально так: „А ОН у меня чистый!“. И хотя во всём остальном он подчёркнуто старался казаться деликатным, я, тёртый калач, сразу усомнился в благополучном исходе наших совместных с ним начинаний. И очень скоро оказался прав: сей товарищ проявил неискренность своих помыслов, после чего наши пути незамедлительно разошлись.
Определимся с терминами: эта собственная гордость не то что ничего общего не имеет с личным достоинством, нет - это полная его противоположность, такой себе „классовый“ атрибут. Давным-давно один из моих знакомых, когда его спросили, отчего он бесконечно матерится, стараясь скрыть смущение, категорически отрезал: „Рабочий класс не может без крепкого словца!“ Вспомним, что в вегетарианские времена „Кавказской пленницы“ и „Бриллиантовой руки“ нецензурная брань справедливо причислялась к хулиганству. В это относительно мирное время матерщина была скорее одним из естественных спутников социалистического планирования с его заводами, прорабами, авралами, разносами, парткомами итд. Во внерабочее время выражаться „позволялось“ лишь пьяным. И опыт свидетельстовал, что если кто матерится, - тот и дерётся, и поэтому таких старались обходить стороной. (Это ещё что, скажете вы, ведь впоследствии выяснилось, что кто матерится, тот и журналиста погубить горазд).
Так что эта собственная гордость и круто и гламурно многолика есть, и поверьте, всегда чревата опасностями для окружающих. Свежие мелкие примеры из пёстрой современной жизни: некий известный политик всерьёз заявлял, что он „честь имеет“, не имея, что очевидно, ни малейшего представления о смысле этой старинной формы вежливости, а один из директоров какого-то очень крупного завода на встрече с президентом Ющенко самодовольно величал сам себя элитой страны. Теперь отгадайте, такое чванство моет руки или вряд ли?
Итак, предлагаю новый афоризм: „Кто рук не моет, тот и на руку нечист!“, то есть „Следите за руками тех, кто их не моет!“. А если серьёзно, то мыть руки надо вовсе не согласно санитарно-гигиеническим нормам или даже правилам цивилизованного общества. Делать это (и многое другое, не менее важное) заставляет человека старинный культурный инстинкт, восстановить который можно только сперва застеснявшись собственной гордости.