Видеть - музыку, слушать - кино...

Nov 21, 2018 21:53



Процесс создания кино, на мой взгляд, можно назвать синтезом всего, что есть в мировой культуре. Нужно только взять необходимые ингредиенты в нужных пропорциях, подогреть на огне творческой энергии и правильно смешать:) И есть компоненты, без которых этот процесс невозможен. Без музыки, например. Даже немое кино без неё не обходилось. А современному и вовсе без музыки не жить. Разной, порой очень необычной, иногда опережающей время своё...

Академический музыкальный авангард традиционно тесно связан с кино, но и популярная музыка, разумеется, не менее близка. Впрочем, когда я входила в Рахманиновский зал Московской консерватории на Гала-концерт международного конкурса молодых композиторов "Новые классики", то рассчитывала лишь послушать неизвестную мне музыку. А жизнь взяла и снова окунула меня головой в кино. Неожиданный для меня самой синтез вышел.

Перед концертом награждали 10 лучших. В конкурсе участвовали молодые композиторы со всего мира и на сцену выходили победители со всех концов земного шара, мировой сплав вдохновения и кропотливого труда.

Фото с мобильного телефона. Сначала я думала запросить в качестве, а потом вспомнила свои детские вечера у друзей родителей, мои родители инженеры, а вот их друзья - музыканты. Концерты, вечера музыкальные. Атмосфера Консерватории, аура места, люди мира музыки - всё современное, но такие воспоминания пробуждаются... Выбрала преломление.

В первом отделении была современная академическая музыка. И это знаковая тема в мире кино. Многие известнейшие композиторы XX века (нельзя не сказать про Эдуарда Артемьева, который вошёл в жюри конкурса), начинали сотрудничество с кино именно на волне академического авангарда.

Начался концерт. Закрыла глаза и мне показалось, что я смотрю кино. Точнее, за 2 часа концерта - 9 разных фильмов. Академическая музыка рождала ассоциации с анимацией, экспериментами, авторским кино, спорным и передовым.

1. Ынхо Чен (Южная Корея) - Струнный квартет № 2. "Интересно..." - не ожидала так сказать про мелодию. Это было вроде анимационного фильма, "Ёжик в тумане" отдалённо, но и нечто новое, очень философское.

2. Катерина ди Чекка (Италия) - Oscuro pintado для 8 инструменталистов. О, я сначала увидела мистический триллер, а потом решила - драма! Но это было недолго. В итоге я посмотрела страшную волшебную сказку, коими богата родина композитора.


3. Дон Мюн Ким (Южная Корея/Германия) - ШимиОн для ансамбля. Здесь я смотрела вовсе не камерный приключенческий фильм, где путники ищут сокровища или просто спасение, покинутые в дебрях. Лаконичность формы - это капсула тропического леса. Слышу, как вода капает, как змея ползет, как птицы робко подают голос, а потом и не робко, как стихли путников шаги.

4. Лауреат первой премии Яир Клартаг (Израиль) - There's no lack of void в номинации Современная академическая музыка. Драма? Драма! Яркая, захватывающая. В тихую мирную жизнь врывается гул труб, будто самолёты, бомбы, страх. Потом снова тишина, только звон колокольчиков, надежда. И дерево скрипит, но рокот басов фортепиано не предвещает хорошего конца. Что же будет с жизнью? То дробненько скрипично налаживается, то снова гром, страх и угроза, а потом мы видим безоблачное небо.
Тишина, молоток на рояле отсчитывает время. И снова понеслась! Финал - про жизнь, возвращение жизни, как очень мне хотелось!

Жюри: Владимир Тарнопольский (Россия), Эдуард Артемьев (Россия), Йин Ван (Китай), Александров МаноцкОв (Россия), Роберто Молинелли (Италия), Тристан Мюрай (Франция), Иван Феделе (Италия).
Обязательно надо сказать про великолепное исполнение ансамбля произведений Студии новой музыки под руководством заслуженного артиста России, дирижёра Игоря Дронова.

Во втором отделении популярная музыка. И жанры, которые я услышала в ней, если их переносить на экран - могла бы снискать любовь миллионов.

Я знала об этом, конечно, раньше. Но как-то на плоскости (я не зря это слово произнесла, на плоскости сценарного девелопмента), не всегда осознаёшь механизм взаимодействия музыки и кино. Кажется, дошло.



5. Чжунхай Шин (Гонконг) - All memories are sodden. Мелодрама. История знакомства и любви. Очень нежная и романтическая мелодия. Герои юны и фильм светлый, хотя и не без драматических моментов.

6. Лауреат первой премии Кок Юньфан (Сингапур) 1-я премия за сочинение для камерного ансамбля «52404». Это точно - комедия! Чаплин или Гайдай, мнения разделились. Мы спорили об этом. У Чаплина и драма, а тут её мало, но и у Гайдая тоже...

7. Константин Комольцев (Россия) - Человек стены плача для оркестра.

"Наш размерчик - 40 человек" - шутили сзади, судя по всему, друзья композитора. Это да, на сцену вышел весь ансамбль, кажется. Но все эти приготовления, которые мы наблюдали, так правильно контрастировали с соло дудочки, которая начала всё.

Не грустная, но будничная мелодия, которая отмеряет тысячелетия древнего Иерусалима. Потом вступают ударные, потом саксофон, и дальше все. И вот мы уже смотрим исторический фильм в стенах этого невероятного города. Мечты и слёзы от несбывшегося и исполненного слились в единое музыкальное полотно, масштабное, мощное, неоднозначное, как мировая история. Звучат скрипки - и вот уже перекинут мост между Востоком и Западом...

Позволю себе фрагмент видео.

8.Александр Тимофеев (Молдова/США) - Fantasme для оркестра. О, с ним мы переносимся в золотой для всякой культуры (русской ли, британской ли, французской ли) XIX век и наблюдаем прекрасную поэтичную драму на фоне ландшафтов роскошных дворцов и усадеб.

9. Лауреат первой премии Владимир Кошелев (Россия) - Rebirth, 1 премия конкурса.
Ох, сколько энергии то! Мне кажется, что я посмотрела кино о бесстрашных рыцарях и их подвигах в далёкие времена. Или разбойниках, возможно история Робин Гуда. Очень мощная музыка, такая может сделать половину фильма - я верю! Хотя телефонная запись передаёт, наверное 1/1000.

Училась музыке много лет, любила музыку и почему-то совершенно забыла про неё, не разбираюсь в современной, если честно. Собираясь просто отдохнуть душой на концерте, получила не только эмоции, но и пищу для размышлений, пинок к познанию. "Ярко, эмоционально, но интересно, познавательно" - довольно неожиданные характеристики для оценки концерта. Но для меня именно так. Спасибо!

культура и искусство, кинопроизводство, музыка

Previous post Next post
Up