Будущим летом мне бы хотелось вернуться в Грузию хотя бы недели на две. И обязательно - за рулём.
Потому что только на своих четырёх можно объехать за короткое время максимум красот этой прекрасной страны.
Вряд ли имеет смысл ехать на машине из дома. Оптимальным мне кажется брать прокатную на месте. Хороший прокат знаю и о нём отдельно расскажу.
Когда мы полтора года собирались в наш грузинский автопробег - тестировать шины Viatti, мне рассказывали ужасы про грузинские дороги. Но этих 90% рассказов либо устарели, либо просто не соответствовали реальности. Например, чушь будто женщины в Грузии машину не водят и от испытанного шока наш женский экипаж будет подвергаться притиранию и прочим гонениям на дороге. Не было этого.
Это не значит, что объехать горную страну за рулём так уж легко. Главная сложность - всё очень быстро меняется: погода, высота, сама дорога и её состояние. Поэтому за рулём в Грузии надо быть предельно бдительным.
Что касается дорожного политеса - в любом новом городе, а тем более, в каждой новой стране дорожное движение имеет местные особенности. Не могу сказать, что в этом плане Грузия по совокупности "новостей" в чём-то сильно отличалась от других стран. Потому что в каждом "монастыре" свои уставы, несмотря на Международную конвенцию о правилах дорожного движения.
В Грузии народ общительный как в городе, так и на трассе. Звуковой сигнал - не только способ выразить недовольство, как часто у нас бывает. Это целый язык из одной ноты: и спасибо, и проезжай, и, конечно, способ обозначить себя в горах. Примерно день уходит на то, чтобы привыкнуть. Светом тоже пользуются активно, не игнорируют поворотники - беда белорусских дорог, например.
А вот что, действительно, может напрячь - "всадники без головы", которые на скорости 150 км/ч летят по центру дороги в две полосы. Не оправдываю, но те, кого видела - тоже обозначают себя светом, их видно издалека.
2. Каждый день нашего путешествия по Грузии мы ездили по серпантинам. Трассы между городами оставляют приятное впечатление как по своему состоянию, так и по езде. В принципе, можно объехать все крупные туристические города не съезжая с асфальта. Только это не наш метод - мы же тестировали шины
Viatti Bosco A/T, а поэтому нам надо было нагрузить резину по максимуму. Что по заглавному фото видно - особого труда тоже не представляло. Например, поехать в горное местечко Ушгули. Но это не в первый день мы стали такими смелыми. Сложность маршрута росла постепенно.
3. Красная девица - это Hyundai ix35, кроссовер с двухлитровым двигателем и коробкой автомат. Наши машины были с пробегом около 50 тысяч километров 2015 года выпуска.
По моей езде - нормальный выбор, только коробку хотелось бы шустрее. Хороша в управлении, не громоздкая и не прожорливая (у нас был участок дороги без заправок).
Нас было 8 человек и 2 машины, по 2 водителя в каждой. Серая - мужской экипаж, красная - женская команда. По трассе мы ехали в свободном режиме, останавливаясь для фотографирования, а вот по бездорожью - "гуськом". Потому как только у Андрея
muph до этой поездки был необходимый опыт настоящего бездорожья, а не дачного. До сих пор вспоминаю, как страшно было первый раз въезжать в большую лужу:)
4. Самая распространённая "неожиданность" - скот на дороге. Хотя и неожиданностью не назовёшь. Обычное дело. Особенно неприятно в темноте распознать коровий бок.
5. Лучше всего загрузить несколько карт. Потому как некоторые из них не обновлялись или не поспевают за строительством новых дорог. У нас был смешной момент, когда мы шпарили по прекрасной новой трассе в направлении Батуми, в это время Яндекс сообщал нам, что мы едем по полю, да и Google находил нас чуть ли не в космосе.
6. Наташа
_twin_ была главным водителем, на ней была разработка маршрута. Я была вторым пилотом. Распределились мы просто - туда ведёт главный, обратно - я. Это давало возможность и порулить, и поснимать - куда без этого! Женя
enia была нашим штурманом.
7. Полицейские машины патрулируют дороги по обочинам с включенными "люстрами" со скоростью 50 км/ч. Довольно непривычно первый день.
Задача полицейских - людям помогать. На фото полицейская машина подняла на гору группу школьников, предлагали нас забрать вниз, но мы были при своих.
Мы удивились в первый день, когда в гестхаусе нам сказали: "Там на перекрёстке будет патрульная машина стоять - вы им скажите куда надо и они вас проводят". Но это реальность. Очень надеюсь, что за прошедшие полтора года полиция в Грузии не испортилась:)
8. Узкие мощёные дороги Местии. Я представляю, насколько радостно здесь в гололёд.
9. Я часто вспоминаю ту нашу поездку, настоящее приключение!
В первый день поездки мы искали мойку на родине Сталина, чтобы "забрендировать" наши машины. По сторонам было интересно, а дорога была, как дорога... В итоге к вечеру мы получили проливной дождь в горах и проблемы с навигацией. В ночи хозяин гестхауса Амбролаури выехал нам на встречу, чтобы мы не мучились.
10. На фото уже грунтовка в лесу, большая часть маршрута была всё-таки по асфальту.
На второй день мы ехали в Они и Шови, а я
впервые села за руль. Боялась серпантина - раньше не водила, но довольно быстро привыкла. И сразу заметила, "интерактивность" участников движения - почти каждый грузовик, фура показывали поворотником, когда их можно обгонять.
11.
Третий день путешествия - едем из Зугдиди в Местию. Перегон не очень большой, но живописный, то и дело останавливаемся для фотосъемки. Хорошо, когда все участники путешествия поклоняются светосиле.
И как вам закрытый поворот? Это норма, не самое интересное. А вот текст на бдительность - едешь себе на приличной скорости и, вдруг... асфальт заканчивается - дорожное покрытие просто смыто селем. Предупреждающий знак об этом не поставлен. Ох как неприятно приземляться с асфальта на грунт, даже если оттормозишься насколько возможно. Но шинам дополнительный тест - всё было четко.
12.
Четвёртый день путешествия - дорога в Ушгули. Когда мы надолго съехали с асфальта. Когда пару часов на 40 км - вовсе не плохо. Туда мы ехали по льду - за рулём была Наташа.
13. Но по дороге мы немного побаловались поочерёдно переезжая ручеёк:) Я представляю, во что превращается этот ручей после дождя. Полагаю, именно поэтому его пустили через дорогу.
14.
Обратно ехали - лёд растаял в грязь. Так что каждый из водителей получил свою порцию ощущений. Я была готова к тому, что машину в луже поведёт. Ну, и о камнях на дне тоже думала - поэтому такие "щи". Машину не вело - шины молодцы, о камни не билась.
15.
День пятый - возвращались через столп и Чиатуру. А для меня было испытание острыми камнями, когда искали красивую точку для фотосъёмки. И смешной случай в Чиатуре. Так скажем, единственный случай сексизма в лайт версии:)
Мне надо было выехать с парковки - навстречу ехал тридцатилетний мерседес и перекрыл выезд. Вместо того, чтобы немного подать назад или вправо, из машины вышел дедушка и стал мне жестами руководить тем, как я буду его объезжать. Очень смешно было.
16.
День шестой - Военно-грузинская дорога, едем в Степанцминду. А по дороге постоянно меняется ВСЁ - из плюса в минус и наоборот, когда туман сменяется тоннелем с довольно неровным, а иногда и опасным покрытием, а из него выезжаешь "лицом в метель", всё внимание - вперёд, на дорогу.
17. Ах да, ещё и это!
18.
Апофигей и апофеоз нашего путешествия - забраться на к Гергетис Цминда Самеба (Храм Святой Троицы) у подножия горы Казбек. Я была против, но сегодня признаю - это надо было сделать!
19. Хотя хватало таких эпизодов.
И вот ещё видео о том, как это было. Короче, одна я туда на машине не сунусь. Пройду пешком или на местном проводнике, что тоже вариант.
Click to view
20. Грузия, я обязательно приеду к тебе в 2018 году!