"Весёлый солдат": солдатская правда против генеральской

Feb 02, 2016 10:15




Лучший смех у нас, как водится, сквозь слёзы. Это про комедию.
Про драму, нашу драму, можно наоборот - сквозь слёзы пробивается смех.
Если рассказ о судьбе тяжёлой, преодолении вещей чудовищных - иначе не вынести.

Поколение 30-35-летних, наверное, последнее, кто хоть как-то застал в своих семьях ветеранов. Рассказы бабушек и дедушек были суровы.

Мне не нравится, что в современной массовой культуре события Великой Отечественной подаются в "лайт-версии", всё больше как некое героическое приключение, нежели катастрофа народов Европы - о ней всё больше забывают.

Жёсткий и беспощадный вердикт Виктора Астафьева, с позиций простого солдата, знающего истинную стоимость победы, возвращает с небес на землю.
Сам писатель прошёл войну, был трижды ранен, в послевоенные хлебнул немало горя. Постановка в губернском театре - то, чего я ждала. Хотя легко не было.

Самое точное, на мой взгляд, видео о постановке от канала "Культура":

image Click to view



Премьера драмы "Весёлый солдат" по повести Виктора Астафьева состоялась в прошлый четверг, но об этом спектакле я узнала намного раньше - из инстаграма Сергея Безрукова, худрука Московского губернского театра. Думала, что неплохо было бы посмотреть. И скоро увидела в mosblog приглашение на предпоказ.



Главный герой спектакля - сам Виктор Астафьев.

Молодой солдат (Илья Малаков) в санитарном вагоне, в окопах, в суровое послевоенное время и
Пожилой ветеран (Борис Галкин), постоянно в своих мыслях возвращающийся на войну, вспоминающий своего единственного немца - того, кого убил своими руками.

А жизнь идёт - бойцы, медсёстры, замполит, начальница санитарного поезда.
Люди пытаются построить свою жизнь в любых условиях, порой, самых ужасных.

Любая постановка прозы - это своего рода эксперимент, потому что литература и драма пусть и сёстры, но очень разного характера девицы. Я считаю, что самое главное - это передать характер героя, его вопрос к миру и, конечно, тон, стиль, настроение. В повести Виктора Астафьева из важнейшего - солдат знает истинную цену генералам, бесчеловечному руководству, не считавшего людские жизни.

Я думаю, что у Ричарда Бондарева, автора инсценировки, получилось передать тяжелейшую судьбу сибирского парня и жизненную силу, которая удержала на плаву и заставила жить дальше. Не одного Виктора Астафьева - многих таких парней.

Повесть - это основа, но помимо неё в постановку вплетены воспоминания, письма, интервью и даже анекдот, веселивший бойцов в санитарном вагоне:

"Пришел внучек к деду и говорит:
- Дед, хочу жениться, что скажешь?
Дедок почесал лысину и отвечает:
- Ну, внучек, у тебя есть два путя: или жаниться или пойти в армию. Если жанишься, то щитай пропал, а если пойдешь в армию, то у тебя есть два путя: тебя убьют или на поле боя, или в тылу.Если на поле боя, то щитай пропал, а если в тылу, у тебя есть два путя: тебя похоронят или под березой, или под сосной. Если под березой, то щитай пропал, а если под сосной, то у тебя есть два путя: из той сосны сделают бумагу - концелярскую или туалетную. Если концелярскую, то щитай пропал, а если туалетную, у тебя есть два путя: ты попадешь или в мужской туалет, или в женский. Если в мужской, то щитай пропал, а если в женский, то щитай, что жанился."

Когда видишь на сцене, понимаешь, что к месту пришлось. Грубо, но очень точно.

культура и искусство, театр, драма

Previous post Next post
Up