Недавно я была на показе фильма "Племя", который выходит в прокат завтра в России, 10 или 20 копий - немного для большого фильма, но очень солидно для авторского кино ограниченного проката. Есть такое понятие "ограниченный прокат" - для артхауса. Фильм меня заинтересовал своим методом - мне хотелось посмотреть, как режиссёр Мирослав Слабошпицкий воспроизведёт мир глухих людей. Действительно, за два часа не произнесено ни одного слова.
Ещё я бы рекомендовала посмотреть этот фильм начинающим сценаристам. Не как пример для подражания, а как наглядный пример создания мира истории.
Суть истории понятна по трейлеру.
Click to view
Регалии: Три приза конкурсной программы «Неделя критики» Международного Каннского кинофестиваля (2014), приз «Открытие года» Европейской киноакадемии, приз за лучший дебют Лондонского кинофестиваля.
Кино вызвало у меня чувства разные. Что-то меня поразило, впечатлило, обогатило, что-то - заставило усомниться и даже разозлило. И это нормально.
Поразило, впечатлило, обогатило: Мир глухих людей. Очень точно, с вниманием к деталям, в сильным и слабым сторонам. О том, как живет и общается с миром человек, для которого не существует звука. Этот мир понять и показать - особое искусство, в чём такой человек уязвим, а в чём - силён. Я вот подумала, глядя на людей, разговаривающих руками, что в этом мире намного тяжелее сплетничать или говорить неправду - вокруг все видят твои слова.
Начинающим сценаристам стоит очень внимательно посмотреть фильм и обратить внимание на:
1) Как при помощи изъятия звука создается мир и характеры. Обратите внимание на метод - интершумы (машины, город шумит, двери хлопают) мы слышим. Если бы мы не слышали шумы улицы, то такого впечатления от героев не было бы - было бы немое кино.
2) Как слабости характеризуют героев и их мир, в чём их сила и слабость. Насколько связаны между собой и в чём суть их отношений. Особенно ярко и мощно это видно в кино, в котором слова нам не мешают...
3) Как проработаны детали мира, именно значимые детали - тот же световой звонок в школе и многое другое. Не меньше десятка таких вещей, ярких и вкусных можно насчитать. Примеры не привожу, чтобы самим прочувствовать.
Против чего восстала моя душа:
Очень боюсь произносить "украинский" - на общем фоне, для возбуждаемых скажу - речь только о кино в его социокультурном аспекте.
Украинское кино очень мощное энергетически, красивое, поэтичное. Но почему, почему всегда, обязательно, в фильме, который пойдёт на русскоязычный рынок, будет безжалостный и беспощадный гламур, а в том, который пойдёт на западные фестивали - разруха, проституция и нищета. Я не о том, что в Киеве интернаты для глухих не такие запущенные, или что я не верю в подростковую преступность. Я верю, разруха полная и в самом страшном виде.
Я о другом - художественный метод "хуже быть не может" стал национальным клише, штампом любого украинского/российского/молдавского - любого постсоветского кино. Практически любой фильм, где герои будут умыты, импортным зрителем не будет узнан и опознан в качестве нашего великого искусства. Наша жесть стала национальным колоритом почище медведя с балалайкой и водки. Не так давно я видела подборку фильмов о нас, которые выбирали иностранцы из тысяч присланных коротышек. Так вот это было полное собрание бытовой жести сомнительной художественной ценности - вы такое смотреть не будете. Другими нас видеть не желают, только с неумытыми рожами. А мы, увы, идём на поводу - те, кто хочет, чтобы европейский зритель посмотрел. Я опасаюсь произносить эти слова в сегодняшнем наэлектризованном обществе и очень далека от всяких "ура-идей".
Кстати, без визуальной разрухи художественный замысел фильма было бы ещё труднее выразить. Я просто зависла, думая об этом. Когда нет уровня холода/голода - каковы тут могут быть ставки? Вот это была бы планка! А, быть может, и не была. Чего уж гадать...
Как редактор кинокомпании, в фильмографии которой "Брат", "Брат2", "Груз 200", я хочу констатировать: 90-е и в кино и в жизни уже давно закончились, а нам всё не хотят верить. Покажем? Давайте рисовать образ настоящего времени - не хорошего, не плохого, а какое выдалось. И ещё, если кто не смотрел "Класс коррекции", российский фильм, посмотрите пожалуйста. Он не менее, а быть может, ещё и более честный фильм о любви с ограниченными возможностями.
P.S. Очень рада, что свой комментарий к моей записи оставил актёр фильма, Александр Сидельников - ниже оригинал, а тут копирую:
"Привет))Хочу сказать кое-что. Я сам актер этого фильма. Фильм точно не о мире глухих людей. Там много вымысла. Это художественный фильм. Изюминка фильма - жестовый язык и не более того. Можно прочитать интервью режиссера
http://www.fashiontime.ru/lifestyle/cinema/1245623.htmlМое интервью с субами -
https://www.youtube.com/watch?v=Z1rrPDR7J14Актрисы Яны -
https://www.youtube.com/watch?v=gV_HDsFrsXMПриятного просмотра. Будут вопросы - спрашивайте."