"Вместе с тем у некоторых фигур животных..." "...выступают стилистические черты, вовсе не свойственные переднеазиатскому искусству. Наиболее яркое выражение эти черты получили у таких замечательных произведений, как золотые нащитные бляхи в виде идущей пантеры из Келермеса и лежащего оленя из станицы Костромской. Эти произведения представляют собой наиболее характерные образцы собственно скифского искусства, отличающегося жизненностью образов, выразительностью контуров, хорошо вписанных в форму украшаемого им предмета, и обобщенной светло-теневой моделировкой широкими плоскостями с чёткими, как бы вырезанными гранями."
Из книги М.И. Артамонова "Происхождение скифского искусства"
Олень
Конечно, сразу видно, что художник и не пытался передать реального оленя. Олень стилизованный: шерсти нет, пропорции измененны, рога совсем сказочные. Попробуем почувствовать идею, эмоцию этого оленя.
В скифской фигуре сразу видно, что основная линия - это линия от морды и далее вдоль тела. Она подчеркивается ребром на шее оленя и, конечно же, рогами, которые продолжены до конца туловища. Линия это не строго горизонтальна, что давало бы ощущение статики, а имеет изгиб, который и мое тело уводит как бы вперед. Я ощущаю эту динамику стремительного движения вперед. И тут же становится очевидно, что это не лежащий олень, а олень "стремительный", возможно, в прыжке.
Пантера
В пантере мы видим похожие методы стилизации: сочетание цельных форм без лишних деталей и в тоже время повторяющиеся ритмы скорее даже орнаментального характера на отдельных элементах. И характерная для скифских фигур линия ребра вдоль шеи.
Что я ощущаю в попытке воспринять эту пантеру: самое сильное - ощущение сжатой пружины. Это видно в упругих линиях шеи. Та же упругая линия практически копируется во многих линиях тела. То же ощущение сжатой пружины дает множественное изображение свернувшейся кольцом пантеры в лапах и хвосте фигуры. Я тоже вся сжимаюсь, но лишь для того, чтобы собрать энергию для резкого движения.
И просто для интереса
Еще из книги М.И. Артамонова "Происхождение скифского искусства:
"Ряд сюжетов, известных в скифской стилистической трактовке, восходит к переднеазиатским образцам. Так, изображения козлов и оленей, лежащих с подогнутыми под туловище ногами, издавна распространены на Востоке и могли оттуда перейти в скифское искусство. Огромный, протянутый вдоль всей спины рог костромского оленя составлен из эсовидных фигур, воспроизводящих форму ветвей характерного урартского «древа жизни», что указывает на связь, казалось бы, специфического скифского образа с древним переднеазиатским культом, а следовательно, и на возможность происхождения его с Востока. В искусстве Урарту стилизованные ветки такой формы, как рог у костромского оленя, встречаются не только в изображениях священного дерева, но и в орнаментальной разделке поверхности пластинчатых бронзовых поясов на ромбические фигуры с изображениями животных в каждой из них..."
"Примерно так же, как для оленя, ставится вопрос о происхождении образа пантеры (леопарда, барса), который в виде нащитной бляхи из Велермеса [Келермеса] является одним из наиболее ярких примеров собственно скифского искусства. Этот распространённый в Азии кошкообразный хищник нигде в Восточной Европе, кроме Кавказа, не встречаемся. Но и в древнем искусстве Передней Азии несомненные изображения пантеры неизвестны, хищников в нём обычно представляет лев. Изображения пантеры впервые появляются в Саккызском кладе, на вещах которого имеются фигуры, близкие к келермесской пантере. Вместе с тем келермесская пантера отличается от них не только своим стилем, но и необычайными для восточного искусства дополнительными изображениями того же, но свернувшегося кольцом зверя, помещёнными на лапах и хвосте основной фигуры. Так называемое «зооморфное превращение», т.е. придание тем или другим частям изображения животного самостоятельных звериных образов, является характерной особенностью скифского искусства.
Таким образом, оба произведения классического скифского художественного стиля - келермесская пантера и костромской олень - представляют сюжеты, местное происхождение которых, по меньшей мере, сомнительно. Скорее всего, это образы, заимствованные из искусства Востока, но воспроизведённые в скифской стилистической переработке."