Сравнение Дымковской и Каргопольской игрушки на примере коников.

Jan 29, 2014 01:46

И Каргопольская, и Дымковская игрушки возникли "на базе" гончарного промысла в соответствующих регионах России: в деревнях Каргопольского уезда и в слободе Дымково близ г. Вятка (Киров). Из остатков глины мастера лепили игрушки.


Каргопольскую игрушку делают из цельного куска глины и обжигают в печи. Первоначально раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор: пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности черный кружевной узор. Сейчас каргопольские мастера расписывают готовые игрушки маслом и темперой, часто используя архаичные узоры и избегая слишком ярких цветов.

Один из авторов пишет о том, что игрушку использовали на ярмарках, как "маркетинговый ход" для привлечения покупателей: дети приводят родителей за копеечной игрушкой, а там может состояться и более серьезная покупка. ))


История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски". Празднество продолжалось несколько дней и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек.

Дымковские фигурки лепят по частям, потом собирают и долепливают. Далее игрушку просушивают, обжигают в печке, покрывают смесью мела с молоком, чтобы сделать фон белым, и разрисовывают красками на яичном желтке. Игрушка получается очень яркая, с характерным геометрическим узором.

Сравнение




На первый взгляд, формы и Дымковского, и Каргапольского коника достаточно архаичны. Но вместе с тем в Дымковском мы видим больше красок и геометрический узор, а Каргопольский отличается немного более изящными фомами, но более простым и неброским узором.




Дымковский коник - буйство красок. При попытке воспринять его чувствуешь, что вытягиваешься в напряженную статичную позу. Это такое состояния внутренней силы, когда нет движения, но есть напряжение. Думаю, что яркие узоры еще более подчеркивают это напряжение. Спина прямая, дыхание глубокое, уверенное.

Каргапольский коник содержит в себе больше динамики. Тут дыхание глубокое, но выдых более резкий. Нет такого вытяжения вверх. Скорее есть желание повторить пружинить назад-вперед. Этот коник должен скакать. Возможно, такое впечатление достигается за счет менее монументальных форм и более гибкой линии.

Даже играть в них хочется по-разному: Дымковского коника надо поднимать вверх и прямо ставить обратно, а Каргапольского - перепрыгивать с задних ног на передние. ))

И, в заключении, для хорошего настроения, Дымковский козел в штанишках! Потрясающая уверенность в собственной неотразимости! ))


Previous post Next post
Up