Вода - существо живое и живородящее

Jan 06, 2014 23:35

Оригинал взят у allmomente в Вода - существо живое и живородящее


Русы считали Воду священной стихией. Если Огонь - сын Ярилы, то Вода - воплощение земного, женского, материнского начала. Живительная сила самой Матери-Сырой-Земли. Вода - женского рода. Вода у славян имела культовое значение. Ей приписывались черты очищающие и оздоравливающие. Родники, ключи, студенцы и криницы почитались именно как порождения Земли, проистекавшие прямо из её благодатного лона. Прохладные, прозрачные струи живых источников - водяных жил Земли, - хранители, носители и податели таинственных целительных сил.

В те давние времени перед водой благоговели. Плюнуть в воду - все равно, что плюнуть Матери в глаза. По древнеславянским законам за оскорбление воды словом полагалось бить виновника кнутом три дня кряду по 30 ударов. Справедливо выпоротый дурак становится умнее. А умышленное осквернение Воды нечистотами наказывалось, чуть ли не смертным боем: вкатывали сразу 100 ударов. Такое не каждый мог выдержать.

Вода воспринималась как стихия многообразная, но цельная, единая, могущественная и всесильная, вода - стихия властная, своенравная и непредсказуемая. Она может помочь в беде: у Матушки-Воды, так же, как у Матери-Земли, просили прощения.

Народные предания относятся к рекам, озерам и потокам как к существам живым, способным понимать и чувствовать. Ярославна обращается за помощью к Днепру. В "Слове о полку Игореве" у Донца - свой нрав, у Стугны - свой. Волга в старинных песнях - Мать Родная. В сказаниях встречаются живые олицетворения ключей и рек. Ярославна утром плачет на стене Путвиля-Города, причитая: “О Днепр Словутич! Ты пробил Каменные Горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы челны до полку Кобякова. Прилелей же, господине, мою ладу ко мне, чтоб не слала я к нему слез на море рано!”.

Подобно Огню, Вода - стихия светлая, очистительная. Она смывает хвори не только внешние, но и внутренние, душевные. Исцеляет тело от болезней, а душу - от скверны. Здесь коренятся языческие религиозные обычаи омовения, купания, обливания, окропления водой. Каждому обращению русича к Высшим Силам, предшествовало обязательное омовение росой или ключевой водою на утренней заре. Без этого любые заговоры и заклинания не имели силы.

Омовение умершего (так же, как и новорожденного) - это древнейший обряд, символизирующий приобщение, единение с живородящей стихией. Христиане украли у язычников обряд крещения, наполнив своим идиотским смыслом (об этом далее). Считалось, что, переходя в Мир Предков, душа умершего преодолевает некие "широкие воды". Река мыслилась как водяная дорога в Страну Предков. И одновременно, как рубеж - водораздел, отделяющий здешний мир от царства умерших в этом мире. Эти два мира разделены, но в то же время определенным образом взаимодействуют и вложены друг в друга.

В былине “О добром молодце и реке Смородине” молодец кланяется реке и просит её перепустить его на другую сторону. Река Смородина дозволяет ему переправиться, а когда, переехавши, молодец хвалится, река топит его за похвальбу.

Как ни странно, но столь привычная всем нам вода - это удивительное, загадочное образование. Феномен, до сих пор не получивший стройного и непротиворечивого описания в физических моделях. Вопросы происхождения и сущности воды непосредственно связаны с самыми волнующими тайнами внутренней жизнедеятельности Земли. Каждый из школьного курса химии знает, что вода - это “аш два о”, но окончательного описания феномена “вода” в физических моделях пока нет.

Известны, а вернее, до конца неизвестны, чудесные свойства талых, омагниченных и других возбужденных вод. Не случайно вода всегда слыла волшебной стихией, магическим зеркалом, где всё отражается, где можно увидеть и своё будущее. Отсюда поговорка: "Как в воду глядел", то есть - предвидел события. Ясно, что для этого пригодна не всякая вода.

Вода - существо живое и живородящее, и потому главное почитание Воды было у славян связано с жизнью и плодородием. Так называемая христианами "святая вода" (которая получается от внесения в воду молекул серебра) - это дурацкая и жалкая пародия на чистые, родниковые, природные, естественные воды.

По уставу князя Владимира церковному суду подлежали те, “кто молится под овином или в рощеньи или у воды”. В начальной летописи о полянах сказано: “Бяху же тогда погани, жруще езером и кладезем и рощением”. В “правилах” митрополита Иоанна ІІІ (1080-1089 гг) обличаются те, “юже жруть бесом и болотом и кладезем”. Кирилл Туровский радовался, что современные ему русские люди стали истинными христианами: “Не нарекутся богом стихиа, ни солнце, ни огнь, ни источницы, ни древа”.

Митрополит Кирилл (конец XIII века) в своём правиле пишет: “И се слышахом, яко в пределех новгородских невесты водят к воде, и ныне не велим тому тако быти”. В житии Муромского князя Константина Святославовича (XVI век) сказано, что наши предки - язычники приносили жертвы (требы кладуще) озерам и рекам, “очныя ради немощи (в кладезях) умывающеся и сребреницы в ня повергающе”.

Далее это житие гласит: “Не нарицайте себе бога… ни в реках, ни в студенцах”. В компилятивном “Слове о посте” упомянуты “моленья колодезная и речьная”. “Или молился бесом у кладезя или молениа идолом ел или пил?”, - значится в одном исповедном вопросе. К слову, церковники делали (и делают) всё возможное, чтобы оторвать человека от Природы и запрячь в иудейскую упряжку.
Читайте так-же: Перун-Громовержец, или что мы знаем о молниях...

славянское мировозрение, природа

Previous post Next post
Up