Вот говорят, что наша власть напоминает Византию. Ну что ж, настоящая Византия пожаловала в Москву. В
Государственной Третьяковской галерее открылась выставка "Шедевры Византии". Она проходит под эгидой перекрёстного года России и Греции. На выставке категорически запрещено фотографировать и то, что вы сейчас увидите, является полным эксклюзивом. Только блогерам самого культурного сообщества Москвы
moscultura организаторы любезно разрешили сделать фотографии уникальной выставки
Итак, давайте вспомним, что же из себя представляла Византийская империя. Византия насчитывает более чем тысячелетнюю историю и начало её восходит к четвёртому веку. Построение Константинополя было заслугой Константина Великого, который был издателем "Миланского эдикта", и, который, фактически признал христианство государственной религией. Есть легенда, что Константин взял копьё и как бы водил рукой ангела, очертив границу города. По этим границам были возведены стены, до сих пор сохраняющиеся. Греки себя византийцами не считали, а называли себя арамеями и нигде в источниках нет понятия "византийцы". И, давайте вспомним, что Константин был правителем Восточной части Римской империи Понятие "Византия" было введено в 16 веке. Оно было предложено немецкими исследователями в 16-17 веках, когда Византии уже не существовало, по наименованию поселения, которое существовало на месте Константинополя. Византия просуществовала до 1453 года, когда турецкие войска, предводимые Мехмеду II Завоевателем взяли штурмом Константинополь. Последний император Византии Константин XI Палеолог не струсил и никуда не сбежал, а мужественно погиб в бою.
Кстати, русские иконописцы учились у византийских и плотный контакт в 14 веке. И мы имеем несколько икон, авторство которых гипотетически приписывается Феофану Греку, например "Донская икона Божией матери". Но никаких сведений о том, что её написал Грек не существует. Летописи и источники говорят о том, что таких мастеров было много. В это время русские художники имели уже какие-то свои предпочтения, свои навыки, свой молитвенный опыт, который позволял создавать новые иконографические произведения абсолютно неизвестные в Византии. И с 15 века не только мы заимствуем, ориентируемся и соотносим своё искусство и культуру с теми процессами, которые происходили в Константинополе, но и начинается проникновение русских сюжетов в греческую культуру. Происходило это, отчасти, посредством посольских дворов.
"Воскрешение Лазаря", 12 век - где и в какой мастерской написана эта икона, неизвестно. Это могли быть мастера, которые были приглашены на Афон. Могли быть мастерские, которые там всегда существовали. Это эпистилий с двунадесятыми праздниками, который находился на предалтарной преграде. Был изначально создан для какого-то из афонских монастырей. Потом он был по какой-то причине раздроблен. Красный фон часто использовали русские живописцы. Это было дешевле золотого, но не менее выразительно. Пропорции фигур апостолов и Спасителя очень правильные. Пейзаж почти отсутствует. Всё внимание сосредоточено на происходящем. Очень быстро недавно крещённый народ, который не имел никакой художественной базы за спиной, у нас ведь не было античности, например, научился не только писать иконы, но уже с 12-го века имел своё художественное творчество.
02.
"Богоматерь с младенцем", 13 век. Здесь сказывается сокращение связей с Византией и улучшение связей с Европой. Обратите внимание на лик младенца. Это уже не классическое лицо древних икон, но уже похоже на европейские иконы. Не прикрытая голова, волосы лежат витками, Богоматерь поддерживает пяточку младенца у которого, к тому же ноги открыты по колено. Это всё влияние европейской культуры и видна рука западного мастера
03.
Двусторонняя икона. На одной стороне написан Великомученик Георгий, со сценами жития, 13 век, дерево. Это единственная такая икона. Есть ещё резной образ в Киевском музее национального искусства, но он там другой. Эта двусторонняя икона была заказана одной знатной византийской дамой. И мы видим её у ног святого. Кем же она была? Она могла быть Ириной Дукеной, женой болгарского царя Ивана II Асеня. К сожалению некоторые надписи затёрлись, но их, с помощью современного оборудования, пытаются расшифровать. Кстати, надпись гласит, что это Георгий Каппадокиец. Победоносец - это уже русское название. Никаких Победоносцев на византийских иконах мы не найдём. Каппадокия - это место рождения Георгия и он всегда так именовался. Резьба по дереву пришла с крестоносцами, с западными мастерами. И чтобы две руки Георгия выдавались поверх доски, это большая редкость.
04.
А на обратной стороне иконы мы видим святых Марину и Ирину. И именно Ирина даёт нам право предположить, что эта икона была заказана Ириной Дукеной. Она после смерти мужа была регентшей при малолетнем сыне. А когда на престол взошёл сын болгарского царя от первого брака, она приняла монашество и удалилась в Салоники. Хотя имя Ирины на иконе тоже под вопросом. Вполне возможно, что это святая Екатерина. Марина была бесогоном, боролась с дьяволом, поэтому была популярна в росписях на иконах.
05.
Богоматерь Одигитрия - двусторонняя икона, 14 век. Это уже палеологовское искусство. Младенец жестом благословляет Богоматерь. Очень светоносная икона. И посмотрите на взгляд Богоматери. С ней ведь можно общаться.
06.
Обратная сторона иконы - Распятие. Византийские мастера очень хорошо работали с золотом, нанося его в несколько слоёв. И получался необычный свет иконы. От Христа как-будто бы расходятся лучи. Лица стёрты турками после падения Византии. Икона висела в действующем храме в Салониках
07.
Богоматерь с младенцем - двусторонняя икона, конец 14 века. Она написана в мастерской города Верии на севере Греции. Редкая деталь - Богоматерь держит младенца за ручку, касаясь его рукава. Эта икона была иконостасной, потому что на обороте изображение Процветшего Креста
08.
Процветший крест - оборотная сторона иконы. Икона располагалась на алтаре.
09.
10. Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками, 14 век. Это список с чудотворной константинопольской иконы. Мы видим, что младенец изображён прямо и также фронтально изображён лик Богоматери. Икона когда-то была украшена какими то накладными изображениями
Великомученица Марина Антиохийская, конец 14 - начало 15 века. Это произведение константинопольского мастера. Здесь есть такие редкие для икон детали, как брошка, украшающая ворот платья и процессионный крест, украшенный драгоценными камнями
11.
12.
13. Гостеприимство Авраама (Святая Троица) - первая половина 15 века. Скорее всего константинопольские мастера. Это позднепалеологовское искусство. В этот период создавались произведения Андрея Рублёва. Было несколько толкований сюжета Святой Троицы. Например, одно толкование говорит о том, что Аврааму явились три ангела, что символизирует Святую Троицу. Другая точка зрения склонялась к тому, что к Аврааму явился Иисус Христос в сопровождении двух ангелов. Было несколько мнений. Это было абсолютно традиционно и характерно для толкования таких сложных ветхозаветных текстов и, собственно, как "Гостеприимство Авраама" эта иконография и существовала в византийской традиции
На этом, я пожалуй, закончу свой обзор выставки. Зачем же выдавать все её фишки. Идите и наслаждайтесь великолепным искусством Византии в Третьяковке
14. Большое спасибо за блестяще проведённую экскурсию Саенко Елене Михайловне
15. Надо сказать, что к эскурсии сообщества
moscultura примкнуло ещё около 30 посетителей выставки. Мы только рады этому и никогда никого не прогоняем. Потому что
moscultura несёт в себе социальную направленность
16. Обычные люди, примкнувшие к экскурсии и немного блогеров
Выставка "Шедевры Византии" в
Государственной Третьяковской галерее будет идти по 9 апреля
Адрес: Лаврушинский переулок, 10
Режим работы: вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00)
четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход до 20.00)
выходной - понедельник
Спасибо Ларисе Бобковой и Любови Кузьминой за помощь в организации культпохода для блогеров на эту чудесную выставку
Спасибо
matilda_i_ja,
grushenka,
tata_lind,
marmushka,
nadyavit,
yamamasha,
glukovarenik за хорошую компанию
Подписывайтесь на самое культурное сообщество Москвы
и вы сможете записываться на все самые интересные мероприятия в столице