Кто сказал, что "Серебряный век" закончился сто лет назад? Нет...Это неправда. Он вернулся в Москву в полном объёме на Московской международной книжной выставке-ярмарке.
И человеком, который возродил, казалось бы, ушедший в глубь времён, "Серебряный век", является замечательная поэтесса, художник, которая к тому же является корреспондентом телеканала "Культура" и очень красивая девушка Светлана Астрецова, которая представила свой поэтический сборник "По направлению к готике"
Это очень тонкая, душевная поэзия, где рифмы льются перебором серебряных струн и возвращают нас в поэтические салоны 1910-1930-х годов, где в атмосфере табачного дыма и романсов под пианино общались и читали стихи Игорь Северянин, Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус и многие другие.
02.
"Творчество - это такой ген беспокойства, который, присутствует в каждом человеке, - говорит Светлана...У меня есть несколько основных сфер работы: это телевидение - телеканал "Культура"; это поэзия мне нравится писать стихи в свободное время. Я раньше к этому серьёзно не относилась и писала стихи для себя, для удовольствия. Сейчас я увлеклась деятельностью в области пиара и провожу пиар-компании довольно крупных культурных событий".
Светлане удалось в современном мире передать ту романтику и энергетику, которая была присуща "Серебряному веку". Пишет ли она о театре или об истории, рассказывает ли о кладбище в Монако или о прогулках по Барселоне и Дубаю, везде идёт изысканно-тонкий флёр поэзии начала двадцатого века.
03.
Название книги "По направлению к готике" относится только к одной её части. "Здесь есть стихи, которые входят в сюжеты о мифологии, есть "Театр маньеризма". Там собраны стилизации под Вертинского и Северянина. Есть "Искусство потерь" - это художественные переводы европейских классиков. Но самая любимая часть посвящена готике и готической архитектуре, которую я очень люблю. Вся концепция сложилась из моей поездки в Париж в 2009 году. Я ходила по городу, заходила в готические церкви, соборы. В том числе зашла в церковь Мадлен...Мои герои - это герои разных культур и эпох. Что меня привлекает в поэзии, то что ты можешь оказаться в любой стране. любой эпохе посредством воображения"
Концерт Паганини
Когда переполнено чрево святыми,
Собор исторгает наружу чудовищ.
Оркестр, готовый играть Паганини,
Шумливей и бойче цыганских становищ.
Взошёл за пюпитр намеренно резко
Седой капельмейстер во фраке с раструбом.
Как бес, как преступник, как дух бестелесный,
Он был провидением вздёрнут под купол.
Он руки вознёс, точно вносит в чертоги
Хрустальные блюда, груженые данью;
Внезапно возник и застыл на пороге
Обтрепанный нищий, являя страданье.
Послушная, флейта метнулась к клиросу
И смерть приняла, как отвар белладонны.
Обласканный, тенор оконную розу
Растрогал, и роза раскрыла бутоны.
Повержен на плиты седой капельмейстер,
Способный из залежи вылепить душу.
Святых пожирая, гаргулий и бестий
Собор с высоты исторгает наружу.
04.
Кто-то сравнивает Светлану Астрецову с Мариной Цветаевой. Но я бы сказал, что поэзия Светланы по духу близка к творчеству Игоря Северянина. Такая же утончённая рифма, словно бы плывущая над залом. Такой же возвышенный и, местами ироничный слог. И во всём этом играет некая лёгкая солнечность, которая делает стихотворения просто воздушными и светлыми.
Интересно, что сама Светланы из семьи юристов, где никто не занимался литературой. Но интерес к искусству возник у неё от мамы: "Несмотря на то, что она юрист, она всегда увлекалась литературой, театром, оперой, занималась в молодостихореографией. Мама много мне читала в детстве. А я любила слушать и перед сном она брала какую-нибудь интересную книгу и читала мне на ночь. Поэтому литература и поэзия у меня в крови. И когда я была ещё совсем маленькой и не умела разговаривать, то я лопотала в рифму на непонятном языке, потому что мне очень часто читали стихи и у меня эти звуки ритмически складывались..."Рисовала я с самого детства. Я любила рисовать красивых дам в шляпах, старинных туалетах и даже помышляла о том, не стать ли мне модельером. А писать я стала довольно поздно. Наверно мне было лет 13-14. Мне нравилось участвовать в литературных конкурсах, потому что нас освобождали от уроков. И была конференция по Шекспиру, где надо было перевести несколько сонетов. Я села и перевела и совершенно неожиданно получила первое место. И я стала потихонечку переводить. Это
сначала были переводы с английского и с французского, а потом я начала писать свои стихи. Я подсела на поэзию как на наркотик и это часть моей жизни, с которой я не могу расстаться"."
05. Аншлаг в зале на презентации
Да и журналистом Светлана стала не сразу: "Я училась в Институте литературного творчества и журналистики на Арбате и у меня сначала была одна специализация - литературное творчество. но заработать одним литературным трудом сейчас очень сложно, поэтому я взяла вторую специальность - журналистика и "Культура и искусство", как специализацию. Тем не менее я ходила по каким-то редакциям, пробовалась на разные вакансии и вдруг меня распределили на практику на телеканал "Культура" и я поняла, что этот мир мой. Я влюбилась в эти коврики, дверные ручки. Я поняла, что хочу существовать в этом пространстве. И мне предложили работу выпускающего редактора. А через год мне предложили уже творческую вакансию корреспондента, кем я сейчас и работаю".
Светлана - очень талантливый и незаурядный человек которого, что называется бог в темечко поцеловал. При этом она очень уважительно относится к уже известным авторам, таким как Вера Полозкова. Но и позию Светланы с поэзией Полозковой нельзя сравнивать. Это два абсолютно разных стиля. Жёсткий у Полозковой и нежная, льющаяся рифма у Светланы Астрецовой
Орфей
Посвящается одноименному фильму Жана Кокто
«Харон!» - я кликнул перевозчика
И выспросил о плате жестами.
И трехголовое чудовище
Я усыпил игрой божественной.
Огнем и ужасом охваченный,
Измучен жаждою танталовой,
Я отворил ворота мрачные
И провалился в зал опаловый.
Я шёл над безднами бесплодными,
Как сень развесистой смоковницы.
В просвете меж двумя колоннами
Стояла тень моей любовницы.
Орфею в города аидовы
Немыслимо спуститься крадучись,
Сажает Cмерть меня со свитою
Своей отведать ужин праздничный.
Нет, ни единый плод не выношен
Без высшего на то согласия.
В тысячелетие единожды
Идет из города оказия.
А ещё Светлана собирается снимать документальный фильм посвящённый русскому импресарио начала 20 века Сергею Дягилеву. И сейчас, вместе с "Мосфильмом" она подала заявку на грант Министерства культуры. Будем надеяться, что его субсидируют. Среди вала бездушных выдуманных "мыльных" сериалов нужны фильмы о культуре и об истории культуры. Ведь без знания прошлого нет будущего.
06.
Надо отдать Светлане Астрецовой должное. Ведь сейчас поэзия невостребована так, как это было в 60-х годах прошлого века и окунуться в неё с головой это смелое решение. И спасибо издательству "Никитские ворота", которое не побоялось выпустить этот замечательный стихотворный сборник Светланы, который действительно произвёл фурор и в магазине "Библиоглобус" он стал лидером продаж, что для поэтического сборника фактически невозможно. Уверен, что мы видим рождение новой большой русской поэтессы, у которой очень большое литературное и творческое будущее. Поэтому покупайте и читайте книгу Светланы Астрецовой "По направлению к готике". Хорошее романтическое настроение вам гарантировано
07.
В руках у вас
Восторженно, жадно, неосторожно
(Так вор глядит на алмаз)
Со всех витрин, стеллажей, обложек
Я буду смотреть на вас.
Вы тронете книгу (обложка - не кожа!),
И я не приму отказ.
Обманом, бесчестно, бесстыдно и все же
Я буду в руках у вас.