В посёлке Деденёво в здании Яхромской ГРС находится музей канала имени Москвы. Он был создан по инициативе администрации и ветеранов ФГБУ "Канал имени Москвы". Здесь можно увидеть редкие экспонаты: записные книжки участников строительства, схемы, чертежи, фотографии, инструменты каналармейцев.
01.
Канал "Москва-Волга" строился с 1932 по 1937 годы усилиями заключённых. Сколько похоронено на дне канала неизвестно.
02.
16 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга, первоначально порученном Наркомводу СССР. При этом продолжали обсуждаться различные варианты трассы канала: Старицкий (от села Родня в нескольких километрах выше города Старица через Волоколамск с выходом на реку Истра); Шошинский (от города Корчева по линии Городище-Клин-Истра); наконец, Дмитровский.
03.
На основании постановления СНК СССР № 758 от 1 сентября 1931 года приказами Наркомвода СССР № 142 от 8 сентября 1931 года и по Управлению строительства канала Москва-Волга № 1а от 1 сентября начальником строительства канала назначался П.Я. Бовин
04.
Распоряжением председателя Моссовета Н. А. Булганина от 3 октября и приказом Управления строительства канала № 17 от 20 октября главным инженером Управления назначался, с 1 сентября и с ежемесячным окладом в 1200 рублей, Александр Иванович Фидман.
05.
Постановлением СНК СССР от 10 октября было утверждено “Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва-Волга и Московского порта "Москаналстрой"
06.
Однажды товарищ Сталин посетил строительство канала и увидел, что строители работают босиком. Он приказал за два часа обуть всех. Строителей обули, но начальников это не спасло от кары вождя. Они тоже пошли по этапу
07.
Утвердили проект инженера Комаровского - Шошинский вариант. Канал должен был идти из реки Шоша. Но потом склонились к Дмитровскому варианту. Длина канала должна была составить 128 километров, объем земляных работ -151 млн. кубометров, а глубина канала лишь в нескольких местах достигала 30 метров, в основном не превышая 12 метров.
08.
К весне 1937 г. было вынуто 151,4 миллиона кубометров земли, 56 миллионов кубометров гравия, песка и глины. Уложено 3 110 000 кубометров бетона и железобетона. Почти шесть с половиною миллионов квадратных метров откосов канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения канала потребовалось 35 тысяч тонн металлоконструкций, 2 350 000 кубометров лесоматериалов, 850 000 тонн цемента, около 7 000 000 кубометров камня и гравия, ПО миллионов штук кирпича. На строительстве канала работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5 750 электромоторов. К трассе канала были подведены железные дороги, по которым можно было увезти почти пятьдесят тысяч тонн груза.
09.
Было построено одиннадцать шлюз. Их глубина - пять с половиною метров, длина - двести, ширина - тридцать метров. Днище шлюза, толщиною пять метров, составляло единое целое с железобетонными стенами. Верхние ворота представляли собой щиты, которые помогали удерживать воду в камерах. И нижние и верхние ворота изготавливались из металла и обшивались деревом. Для опорожнения камер были предусмотрены специальные галереи в нижней части шлюза, которые, если требовалось по технологии, можно было перекрывать специальными прочными металлическими щитами. Управление щитами было выведено в специальные башни, которые были размещены на каждой голове шлюза. Механизмы же приводились в движение с центрального пульта, а весь этот процесс был полностью автоматизирован.
10. Записная книжка
Со строительством Химкинской плотины были определенные трудности. На канале Москва-Волга сооружались плотины двух типов - насыпные земляные и бетонные. Основой прочности плотины является так называемый "зуб" - огромный железобетонный якорь, помогающий плотине выдержать натиск воды. На этой стройке "зуб" был очень непростой конструкции и необычного масштаба. "Зуб" подобной величины впервые строился в нашей стране. Он состоял из 24 колодцев длиной по 8 с лишним метров, шириной более 3-х метров и высотой от 5,5 до 8 метров. "Зуб" этот на целый метр заглублялся в залегание очень прочной, так называемой юрской глины. Расстояние между колодцами заполнялось бетоном на ту же глубину, на которую опускались колодцы. Стенки колодцев были толщиной 0,7 метра и были сложены из бетона высокой марки. Внутреннюю полость также заполняли бетоном. Дела с колодцами осложнялись тем, что здесь были обнаружены стволы могучих дубов. За время, проведенное в земле, древесина затвердела и по прочности не уступала камню. Встречались и мощные огромные валуны.
11. Личные вещи строителей
По воспоминаниям строителей канала, установку колец "зуба» по своей трудоемкости можно было сравнить со строительством египетских пирамид. Вначале копали вручную котлован под колодец глубиной около двух метров. Потом на дно котлована укладывали бревна диаметром около 20 см - по шестнадцать штук поперек колодца. Затем строили опалубку стен, затем - бетонирование стен колодца. Пять-семь дней бетон затвердевал. После чего опалубку снимали. И начиналось самое трудное. С помощью лебедок и тросов из колодца вынимали стволы дубов и валуны и начинали углублять колодец. Нужно было работать очень аккуратно, чтобы колодец не перекосило. Выемку грунта из-под бетонного колодца производили вручную, перекидывая его от середины колодца к стенам. Мог, например, возникнуть резкий выброс воды и разжиженного грунта в котлован, и колодец в течение трех минут наполнялся этой массой на глубину до трех метров. Тогда нужно было в аварийном порядке спасать людей, вычерпывать прорвавшуюся массу и продолжать дело дальше. Почти все время, пока шло опускание колодца, в котлован помимо выбросов грязи медленно просачивалась вода, которую постоянно откачивали насосы. Поступление этой воды прекращалось лишь после того, как «зуб» входил в юрскую глину.
12. В Дмитлаге была хоккейная команда. И вот такой приз ей подарили за победу в первенстве области
23 марта 1937 года начали наполнение канала. Волгу остановили на три минуты. Мощнейший удар пришёлся на плотину, но она выдержала. К 17 апрелю все 128 километров канала были заполнены водой
13.
Можно вспомнить о том, что многие города и деревни ушли под воду. Но если вдуматься, то без канала не было бы той Москвы, которую мы знаем сейчас. Именно волжскую воду потребляют жители столицы.
14. Многие вещи в музей передала дочь участника строительства канала Тевеля Юдина
2 мая флотилия белоснежных пароходов, специально построенная для канала, пришвартовалась у Северного речного вокзала. А 15 июля было открыто движение пассажирских и грузовых судов
15.
За пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач (110 Кв) и другие объекты и сооружения.
16.
Известен случай во время войны, что на Сходненской улице у Деривационного канала остановился немецкий танк, оттуда выглянул офицер, что-то записал в блокнот и уехал в сторону Алёшкинского леса. Также был прорыв мотоциклистов к Соколу со стороны Химок. Но почему больше никто за ними не последовал. Сейчас стало изветно, что перед наступающими немецкими войсками поставили самую настоящую стену из воды. На Истринском водохранилище взорвали водоспуски. Вот что пишет маршал Шапошников: "24 ноября немцы вплотную подошли к рубежу Истринское водохранилище, река Истра. С приближением немцев к этому рубежу водоспуски водохранилища были взорваны (по окончании переправы наших войск), в результате чего образовался водяной поток высотой до 2,5 м на протяжении до 50 км к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуски успехом не увенчались". Но с высотой водяного вала Шапошников ошибается. Если взять перепады высот на местности, то высота водяного шквала должна была быть не менее 25 метров.
18. Взорванный шлюз
19.
20. Участники строительства
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31. Оформление канала
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46. Замена трубопроводов на Сходненской ГЭС
47. Сходненская ГЭС
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Спасибо
_twin_,
lica_alica,
kis_dikiy,
taxik,
under_world_ru,
moscow_i_ya,
kostello_irq,
marisha_amber,
stabbut за хорошую компанию