В
Центральном Доме Журналиста в Москве прошёл творческий вечер с легендарной актрисой театра и кино Верой Васильевой. А вёл вечер Владимир Глазунов - автор и ведущий программы "Рождённый в СССР" на телеканале "Ностальгия", режиссёр, продюсер.
Вера Васильева лауреат двух Сталинских премий за фильм "Сказание о земле Сибирской" и спектакль "Свадьба с приданым". Ей 90 лет и 68 из них она служит в театре Сатиры. Мы помним блистательные спектакли с её участием "Безумный день или Женитьба Фигаро", "Ревизор" и другие. Вера Васильева сыграла в кино около полусотни ролей. Наверно, самая солнечная актриса нашего театра и кино. А ещё это любимая актриса моей мамы. И поэтому я просто не мог пропустить эту встречу с легендой. Три часа наедине со зрителем прошли незаметно. Пусть молодые актёры учатся каким должен быть настоящий артист.
Вера Васильева: "Я родилась в семье очень простой, очень далёкой от театра и я могла быть быть такой, как мои подружки во дворе. Я считаю, что у меня сказочная судьба. Не знаю, что мне помогает, потому, что я не боец по натуре, и, кроме того не обладаю большой волей. И жизнь была не очень гладкая. Но всё-таки она, независимо от меня самой, дарила мне сюрпризы.
01.
Я очень люблю свой театр человечески. Я чувствую себя там в своей родной семье. Потому что я даже не могу представить свою жизнь, что я не приду в свой театр и первые же люди, кого я вижу приветствуют: "Ааа...Вера Кузьминична!". Или ещё Верочкой некоторые зовут. И каждый человек для меня дорог. И я прожила в этом театре. Это мой родной дом. Я радуюсь, когда были успехи, к которым я даже не имела отношения.
02. Владимир Глазунов и Вера Васильева
Вот "Сказание о земле Сибирской. Я получила Сталинскую премию. Это в те времена была очень большая награда. И меня пригласили в театр Сатиры на роль Лизочки в спектакль "Лев Гурыч Синичкин". А я ещё только была студенткой, и я получила приглашение в столичный театр на главную роль. Ну какая студентка-актриса откажется от этого. Я была счастлива. Кроме того, меня приняли до такой степени ласково. Это сыграло такую роль и я осталась в этом театре и я ему благодарна. Я всегда играла в театре то, что мне подходит. Поэтому сказать, что меня обижали, я не могу.
03.
Валентин Плучек, наш режиссёр, делал театр глубоким. У нас были потрясающие совершенно спектакли, которые в советские времена закрывали. Это был и "Тёркин на том свете", и "Дамоклов меч" Назыма Хикмета. Это были очень заметные спектакли.
04.
Когда мы выпустили картину "Сказание о земле Сибирской" Сталин смотрел то, что предполагалось как большое произведение искусства. Всегда подавали заявки на премию на каких-то главных действующих лиц. Я студентка и, естественно, на меня ничего не было заявлено, и поэтому, когда объявили, что я награждена, то стали спрашивать друг друга: "А как? А что?" И даже в гримёрке Верочка-гримёрша сказала: "Это Сталин, когда увидел, он сказал : Где нашли эту прелесть?". И тогда все с перепугу тоже дали её в списке".
05.
Я благодарна Пырьеву за то, что судьба повернулась, независимо от меня в лучшую сторону. То, что меня узнали, то, что меня пригласили в театр, это была заслуга Пырьева. Но Пырьеву хотелось, когда картина вышла и я получила премию, и уже, казалось бы мы уже ничем не связаны, он вызвал меня на встречу для разговора. Эта встреча была в гостинице "Москва". И я пришла, естественно безумно благодарная. И он сказал: "А как ты меня отблагодаришь?" Я говорю, что не знаю, как отблагодарить, но я благодарна вам на всю жизнь. Ну и он приставать начал, ему захотелось, чтобы я ответила на некоторые его притязания. В некоторой борьбе я сказала, что никогда в жизни ничего похожего не будет. И он сказал: "Ну тогда никогда тебя не будут снимать". Я говорю: "Ну и не надо". И действительно потом даже кто-то из режиссёров говорил: "А почему же вас не снимают". Я говорю: "Не знаю. Наверно не подхожу". Но я всё-таки за него заступлюсь, потому что это иногда бывет. Действительно, режиссёр может влюбиться в героиню, потому, что для него героиня-актриса становится как бы единым. И влюблённый в то создание, которое он делает, он немножечко влюбляется и лично в актрису. И бывает так, что это становится романом. Ну и в результате такого романа иногда появляются и другие роли. Это необязательно всегда, но бывает. Но мой главный посыл души - это спасибо. Но его ошибка была, что он не думал, что я другая. Я была очень идеалистически настроена от чтения книг русской классики. В жизни я романтически настроена по-старинному".
06.
В спектакле Романа Виктюка "Реквием по Радамесу" Вера Васильева поначалу отказалась от роли, посчитав её незначительной. Но в один из дней около лифта к ней подошёл Виктюк и спросил. Далее опять предоставим слово Вере Васильевой: "Верочка, а вы любили вот такого-то человека?". "Да". Он говорит: "Вот как вы мне ответили, я вам клянусь, что вашу роль заметят. В этой роли есть любовь, о которой она(героиня) не рассказывает, но которую она пронесла всю свою жизнь. Поверьте." Я говорю: "Хорошо, я вам верю". И с тех пор мы стали репетировать. Более божественных репетиций я не помню. Мы были влюблены все друг в друга, и в режиссёра, конечно. Он кричал, ругал нас невероятно. А так это всё ещё радиофицировано, то на весь театр раздавался очень неприличный ор. Он называл нас девочками. На репетицию приходила Елена Образцова всегда в невероятно красивая, в прекрасных одеждах. У неё в руках была собачка, которую она звала Манон. И когда однажды мы репетировали и нам надо было запеть, и я свою роль тоже запела. И вдруг собачка Манон завыла очень тоненьким голосом. И все мы хохотали. Спектакль вышел. Это был гимн искусству.
07.
Актёрская профессия в нас настолько глубоко сидит, что сколько бы лет нам не было, как бы мы себя не смиряли, и как бы мы не говорили, да-да, мы не имеем права хотеть этого, а хотеть мы хотим, всё рано.
08.
Вера Васильева о любви: "От того, что я появилась в кино такой благополучной улыбчатой песенницей частушечной, сложился такой у публики образ, который на меня не так уж похож, потому, что моя жизнь не была такой гладкой, как производят впечатление те роли, которые я по молодости играла. Мы репетировали спектакль "Свадьба с приданным". В это время знаменитый режиссёр, очень молодой, именно возникающая фамилия - Ровенских. Он работал в театре Станиславского. Его женой была прелестная актриса Лилия Гриценко. И вдруг его приглашают в театр поставить пьесу "Свадьба с приданым". Он пришёл на первую репетицию и рядом с ней баянист. Начал говорить про деревню, частушки и вдруг задрал свой курносый нос и запел. И все в него сразу влюбились, потому что он был невероятно простой, невероятно обаятельный, очень весёлый и умеющий всех развеселить и всех очаровать. Потом мы стали репетировать. И он до бесконечности говорил, какие девушки в деревне, какая Россия красивая, какая любовь вечная. И по роли, когда играешь любовь, ну не скажешь - влюбляешься, но всё-таки уже знаешь, какие глаза, какой голос, какие руки. Это же не просто чужой человек и мой жених в меня влюбился сразу, а я влюблялась всё больше в режиссёра. Потом вышел спектакль. Он пользовался безумным успехом. 900 раз его сыграли, получили ещё раз Сталинскую премию. Но я видела, что его жена была, на мой взгляд,очень одинока. Когда мы репетировали, а репетировали бесконечно, она сидела в коридоре и ждала. И никогда в жизни не подходила к нему, что, мол, пора поехать домой. Её как бы не существовало. а я думала, такая божественная актриса и такая божественная женщина, как же так? И моё чувство возрастало, и у него ко мне. И, в общем, невольно, мы влюбились. И какое-то время я считала, что я где-то сбоку, но я люблю. Потом, так получилось, что они разошлись с женой, но судьба не позволила нам соединиться. И не разлюбив этого человека я вышла замуж за своего жениха по фильму - Володю Ушакова. А он наблюдал за мной. Он был в меня влюблён и всегда говорил: "Верочка, он сумасшедший. Поэтому ты лучше обрати внимание на меня. Я буду к тебе так относится, что в общем, ты всё забудешь". Мой муж, на редкость, был добрым, чутким человеком. И, любя меня, он как бы согрел своей любовью, своей тактичностью".
09.
Когда Вера Васильева и Владимир Ушаков стали мужем и женой, они стали жить в 5-метровой комнате в общежитии и, чтобы Вера ни о чём не заботился, Владимир пригласил туда домработницу.
10.
Вера Васильева: "С нами в общежитии жила Татьяна Ивановна Пельтцер. И когда наша домработница, она уже плохо видела, она была на пенсии, она презирала простую пищу и готовила нам только куропаток. И когда очищала это всё, кухня была вся в перьях. И потом уходила. А Татьяна Ивановна Пельтцер выходила и кричала на всё общежитие: "Верааа!!! Иди убирай за своей Анной Ивановной!" И я шла с тряпкой. Было весело. У нас в общежитии Толя Папанов жил с женой, Татьяна Ивановна Пельтцер со своим отцом.
11. Ученики театра-студии "Актёр"
Я приобрела дочку и внучку. Я никогда не думала о детях. Роли, роли, роли. А так получилось, что лет 25 тому назад какая-то прелестная юная девушка написала мне какое-то очень умное доброе письмо в результате того, что она видела на сцене. Потом где-то на улице она мне помогла, когда я ездила в одну из больниц, где муж лежал. А он очень долго болел. Лет пятнадцать я выхаживала его от всех болезней. И вот эта девочка мне помогла. Потом я с ней стала немножечко видеться. Видела, что она умница, что она из очень хорошей семьи, очень хорошо воспитана, потом познакомилась с родителями. И получалось, что родители уезжали в какие-то командировки и она оставалась с бабушкой, но папа и мама говорили: "Вера Кузьминична тоже за нашей доченькой посмотрит". У неё два института, два языка знает, чудесно работает по своей профессии. Она стала мне как родная дочь. И когда её мама, к великому нашему горю, умерла, она сказала: "Я хотела бы, чтобы вы были моей крёстной мамой". Я с удовольствием окрестила её и стала её крёстной мамой. Потом у неё появилась дочка и она зовёт меня бабушкой. Ей пять лет, она какая-то удивительная. Я настолько спокойна, я как у господа Бога под крыльями.
12. С названной дочкой
Я очень счастливая. Потому что я играю. Я про карьеру никогда не думала, это не для меня несуществующее понятие.
13.
14. Фрагмент спектакля "Пиковая дама"
Я очень старомодный человек. Я не очень участвовала в общественной жизни. Я жила в своём мире. Но мне кажется, что Россия до революции была прекрасной страной. Я её люблю безумно, ту, которая была до революции. Но, наверно, нищета показалась возможностью сделать жизнь справедливой и люди пошли на революцию. Моя семья пошла из деревни. Мама вышла замуж, потому, что нечего было есть. Её выдали без всяких там вопросов "любит-не любит". И она очень не любила деревню. И когда в колхоз взяли всякий скот она говорила: "Как хорошо, какая хорошая власть. Я теперь не буду вставать в пять утра, не буду доить корову". А мой папа, он верующий человек и очень добрый. И он говорил: "Шурка, ну я телёночка очень любил. Мне жалко, что его взяли". Я никогда не была в детском саду. Я никогда не была в пионерском лагере. Комсомолкой тоже не была. Могу только покаяться в одном. Лет в 65 ко мне, Оле Аросевой и к Нине Архиповой приставал всё время Боря Рунге, что мы должны вступить в партию. Мы сдались. Но только потому, что Оля Аросева очень любила Борю Рунге. Она тоже стала уговаривать: "Ну что вы? Ну к нему пристают всё время, чтобы народные артистки вошли в партию". И потом он приходил и говорил, что если в партию будут вступать хорошие люди, то и власть будет хорошей. Ну в общем перед самым развалом Советского Союза мы вступили, годик пробыли и наступил момент, когда развалился Союз. Потом все написали заявление, что все выходят из партии.
15.
Наша страна выносит тяжелейшие катаклизмы. Я стала бояться революций потому, что на них приходят люди не лучшие. Может быть даже худшие. В результате какой-то очень убедительной агитации что-то происходит, а потом получается хуже. Но вот то, что мы развалились,по-моему, это очень плохо. Я в этом деле не очень понимаю, но я знаю, что я люблю Россию. Россию, у которой была и ещё есть культура высокая, духовность была, народ удивительный, при том, что ленивый, пьющий и необязательный, вдруг, в какие-то трагические моменты, становится просто на уровни святых. Выдержать могут всё. И, по-моему, наш народ любит чувство справедливости. Это мне кажется тоже прекрасно. В общем я верю, что мы всё выдержим.
16.
Я могу сказать спасибо судьбе. Это похоже на сказку. То, что я имею, то, что я играю - это чудо из чудес, которое почти никогда не бывает. Так что я благодарю судьбу!"
17. Цветы от актёра Эвклида Кюрдзидиса
18.
19. Владимир Глазунов
20. Муж Веры Васильевой Владимир Ушаков на архивном видео
21. Зрители
22.
23. Автографы
Здоровья и долгих лет жизни, Вера Кузьминична! И радуйте нас новыми ролями!
23.
Большое спасибо Владимиру Глазунову за приглашение на встречу с легендарной Верой Васильевой.
Спасибо самой крутой блогерской банде
mosblog, где можно найти такие прекрасные приглашения для блогеров.