Легендарная актриса Вера Васильева о времени, о театре, о себе...

Feb 01, 2016 12:00

В Центральном Доме Журналиста в Москве прошёл творческий вечер с легендарной актрисой театра и кино Верой Васильевой. А вёл вечер Владимир Глазунов - автор и ведущий программы "Рождённый в СССР" на телеканале "Ностальгия", режиссёр, продюсер.

Вера Васильева лауреат двух Сталинских премий за фильм "Сказание о земле Сибирской" и спектакль "Свадьба с приданым". Ей 90 лет и 68 из них она служит в театре Сатиры. Мы помним блистательные спектакли с её участием "Безумный день или Женитьба Фигаро", "Ревизор" и другие. Вера Васильева сыграла в кино около полусотни ролей. Наверно, самая солнечная актриса нашего театра и кино. А ещё это любимая актриса моей мамы. И поэтому я просто не мог пропустить эту встречу с легендой. Три часа наедине со зрителем прошли незаметно. Пусть молодые актёры учатся каким должен быть настоящий артист.

Вера Васильева: "Я родилась в семье очень простой, очень далёкой от театра и я могла быть быть такой, как мои подружки во дворе. Я считаю, что у меня сказочная судьба. Не знаю, что мне помогает, потому, что я не боец по натуре, и, кроме того не обладаю большой волей. И жизнь была не очень гладкая. Но всё-таки она, независимо от меня самой, дарила мне сюрпризы.

01.



Я очень люблю свой театр человечески. Я чувствую себя там в своей родной семье. Потому что я даже не могу представить свою жизнь, что я не приду в свой театр и первые же люди, кого я вижу приветствуют: "Ааа...Вера Кузьминична!". Или ещё Верочкой некоторые зовут. И каждый человек для меня дорог. И я прожила в этом театре. Это мой родной дом. Я радуюсь, когда были успехи, к которым я даже не имела отношения.

02. Владимир Глазунов и Вера Васильева



Вот "Сказание о земле Сибирской. Я получила Сталинскую премию. Это в те времена была очень большая награда. И меня пригласили в театр Сатиры на роль Лизочки в спектакль "Лев Гурыч Синичкин". А я ещё только была студенткой, и я получила приглашение в столичный театр на главную роль. Ну какая студентка-актриса откажется от этого. Я была счастлива. Кроме того, меня приняли до такой степени ласково. Это сыграло такую роль и я осталась в этом театре и я ему благодарна. Я всегда играла в театре то, что мне подходит. Поэтому сказать, что меня обижали, я не могу.

03.



Валентин Плучек, наш режиссёр, делал театр глубоким. У нас были потрясающие совершенно спектакли, которые в советские времена закрывали. Это был и "Тёркин на том свете", и "Дамоклов меч" Назыма Хикмета. Это были очень заметные спектакли.

04.



Когда мы выпустили картину "Сказание о земле Сибирской" Сталин смотрел то, что предполагалось как большое произведение искусства. Всегда подавали заявки на премию на каких-то главных действующих лиц. Я студентка и, естественно, на меня ничего не было заявлено, и поэтому, когда объявили, что я награждена, то стали спрашивать друг друга: "А как? А что?" И даже в гримёрке Верочка-гримёрша сказала: "Это Сталин, когда увидел, он сказал : Где нашли эту прелесть?". И тогда все с перепугу тоже дали её в списке".

05.



Я благодарна Пырьеву за то, что судьба повернулась, независимо от меня в лучшую сторону. То, что меня узнали, то, что меня пригласили в театр, это была заслуга Пырьева. Но Пырьеву хотелось, когда картина вышла и я получила премию, и уже, казалось бы мы уже ничем не связаны, он вызвал меня на встречу для разговора. Эта встреча была в гостинице "Москва". И я пришла, естественно безумно благодарная. И он сказал: "А как ты меня отблагодаришь?" Я говорю, что не знаю, как отблагодарить, но я благодарна вам на всю жизнь. Ну и он приставать начал, ему захотелось, чтобы я ответила на некоторые его притязания. В некоторой борьбе я сказала, что никогда в жизни ничего похожего не будет. И он сказал: "Ну тогда никогда тебя не будут снимать". Я говорю: "Ну и не надо". И действительно потом даже кто-то из режиссёров говорил: "А почему же вас не снимают". Я говорю: "Не знаю. Наверно не подхожу". Но я всё-таки за него заступлюсь, потому что это иногда бывет. Действительно, режиссёр может влюбиться в героиню, потому, что для него героиня-актриса становится как бы единым. И влюблённый в то создание, которое он делает, он немножечко влюбляется и лично в актрису. И бывает так, что это становится романом. Ну и в результате такого романа иногда появляются и другие роли. Это необязательно всегда, но бывает. Но мой главный посыл души - это спасибо. Но его ошибка была, что он не думал, что я другая. Я была очень идеалистически настроена от чтения книг русской классики. В жизни я романтически настроена по-старинному".

06.



В спектакле Романа Виктюка "Реквием по Радамесу" Вера Васильева поначалу отказалась от роли, посчитав её незначительной. Но в один из дней около лифта к ней подошёл Виктюк и спросил. Далее опять предоставим слово Вере Васильевой: "Верочка, а вы любили вот такого-то человека?". "Да". Он говорит: "Вот как вы мне ответили, я вам клянусь, что вашу роль заметят. В этой роли есть любовь, о которой она(героиня) не рассказывает, но которую она пронесла всю свою жизнь. Поверьте." Я говорю: "Хорошо, я вам верю". И с тех пор мы стали репетировать. Более божественных репетиций я не помню. Мы были влюблены все друг в друга, и в режиссёра, конечно. Он кричал, ругал нас невероятно. А так это всё ещё радиофицировано, то на весь театр раздавался очень неприличный ор. Он называл нас девочками. На репетицию приходила Елена Образцова всегда в невероятно красивая, в прекрасных одеждах. У неё в руках была собачка, которую она звала Манон. И когда однажды мы репетировали и нам надо было запеть, и я свою роль тоже запела. И вдруг собачка Манон завыла очень тоненьким голосом. И все мы хохотали. Спектакль вышел. Это был гимн искусству.

07.



Актёрская профессия в нас настолько глубоко сидит, что сколько бы лет нам не было, как бы мы себя не смиряли, и как бы мы не говорили, да-да, мы не имеем права хотеть этого, а хотеть мы хотим, всё рано.

08.



Вера Васильева о любви: "От того, что я появилась в кино такой благополучной улыбчатой песенницей частушечной, сложился такой у публики образ, который на меня не так уж похож, потому, что моя жизнь не была такой гладкой, как производят впечатление те роли, которые я по молодости играла. Мы репетировали спектакль "Свадьба с приданным". В это время знаменитый режиссёр, очень молодой, именно возникающая фамилия - Ровенских. Он работал в театре Станиславского. Его женой была прелестная актриса Лилия Гриценко. И вдруг его приглашают в театр поставить пьесу "Свадьба с приданым". Он пришёл на первую репетицию и рядом с ней баянист. Начал говорить про деревню, частушки и вдруг задрал свой курносый нос и запел. И все в него сразу влюбились, потому что он был невероятно простой, невероятно обаятельный, очень весёлый и умеющий всех развеселить и всех очаровать. Потом мы стали репетировать. И он до бесконечности говорил, какие девушки в деревне, какая Россия красивая, какая любовь вечная. И по роли, когда играешь любовь, ну не скажешь - влюбляешься, но всё-таки уже знаешь, какие глаза, какой голос, какие руки. Это же не просто чужой человек и мой жених в меня влюбился сразу, а я влюблялась всё больше в режиссёра. Потом вышел спектакль. Он пользовался безумным успехом. 900 раз его сыграли, получили ещё раз Сталинскую премию. Но я видела, что его жена была, на мой взгляд,очень одинока. Когда мы репетировали, а репетировали бесконечно, она сидела в коридоре и ждала. И никогда в жизни не подходила к нему, что, мол, пора поехать домой. Её как бы не существовало. а я думала, такая божественная актриса и такая божественная женщина, как же так? И моё чувство возрастало, и у него ко мне. И, в общем, невольно, мы влюбились. И какое-то время я считала, что я где-то сбоку, но я люблю. Потом, так получилось, что они разошлись с женой, но судьба не позволила нам соединиться. И не разлюбив этого человека я вышла замуж за своего жениха по фильму - Володю Ушакова. А он наблюдал за мной. Он был в меня влюблён и всегда говорил: "Верочка, он сумасшедший. Поэтому ты лучше обрати внимание на меня. Я буду к тебе так относится, что в общем, ты всё забудешь". Мой муж, на редкость, был добрым, чутким человеком. И, любя меня, он как бы согрел своей любовью, своей тактичностью".

09.



Когда Вера Васильева и Владимир Ушаков стали мужем и женой, они стали жить в 5-метровой комнате в общежитии и, чтобы Вера ни о чём не заботился, Владимир пригласил туда домработницу.

10.



Вера Васильева: "С нами в общежитии жила Татьяна Ивановна Пельтцер. И когда наша домработница, она уже плохо видела, она была на пенсии, она презирала простую пищу и готовила нам только куропаток. И когда очищала это всё, кухня была вся в перьях. И потом уходила. А Татьяна Ивановна Пельтцер выходила и кричала на всё общежитие: "Верааа!!! Иди убирай за своей Анной Ивановной!" И я шла с тряпкой. Было весело. У нас в общежитии Толя Папанов жил с женой, Татьяна Ивановна Пельтцер со своим отцом.

11. Ученики театра-студии "Актёр"



Я приобрела дочку и внучку. Я никогда не думала о детях. Роли, роли, роли. А так получилось, что лет 25 тому назад какая-то прелестная юная девушка написала мне какое-то очень умное доброе письмо в результате того, что она видела на сцене. Потом где-то на улице она мне помогла, когда я ездила в одну из больниц, где муж лежал. А он очень долго болел. Лет пятнадцать я выхаживала его от всех болезней. И вот эта девочка мне помогла. Потом я с ней стала немножечко видеться. Видела, что она умница, что она из очень хорошей семьи, очень хорошо воспитана, потом познакомилась с родителями. И получалось, что родители уезжали в какие-то командировки и она оставалась с бабушкой, но папа и мама говорили: "Вера Кузьминична тоже за нашей доченькой посмотрит". У неё два института, два языка знает, чудесно работает по своей профессии. Она стала мне как родная дочь. И когда её мама, к великому нашему горю, умерла, она сказала: "Я хотела бы, чтобы вы были моей крёстной мамой". Я с удовольствием окрестила её и стала её крёстной мамой. Потом у неё появилась дочка и она зовёт меня бабушкой. Ей пять лет, она какая-то удивительная. Я настолько спокойна, я как у господа Бога под крыльями.

12. С названной дочкой



Я очень счастливая. Потому что я играю. Я про карьеру никогда не думала, это не для меня несуществующее понятие.

13.



14. Фрагмент спектакля "Пиковая дама"



Я очень старомодный человек. Я не очень участвовала в общественной жизни. Я жила в своём мире. Но мне кажется, что Россия до революции была прекрасной страной. Я её люблю безумно, ту, которая была до революции. Но, наверно, нищета показалась возможностью сделать жизнь справедливой и люди пошли на революцию. Моя семья пошла из деревни. Мама вышла замуж, потому, что нечего было есть. Её выдали без всяких там вопросов "любит-не любит". И она очень не любила деревню. И когда в колхоз взяли всякий скот она говорила: "Как хорошо, какая хорошая власть. Я теперь не буду вставать в пять утра, не буду доить корову". А мой папа, он верующий человек и очень добрый. И он говорил: "Шурка, ну я телёночка очень любил. Мне жалко, что его взяли". Я никогда не была в детском саду. Я никогда не была в пионерском лагере. Комсомолкой тоже не была. Могу только покаяться в одном. Лет в 65 ко мне, Оле Аросевой и к Нине Архиповой приставал всё время Боря Рунге, что мы должны вступить в партию. Мы сдались. Но только потому, что Оля Аросева очень любила Борю Рунге. Она тоже стала уговаривать: "Ну что вы? Ну к нему пристают всё время, чтобы народные артистки вошли в партию". И потом он приходил и говорил, что если в партию будут вступать хорошие люди, то и власть будет хорошей. Ну в общем перед самым развалом Советского Союза мы вступили, годик пробыли и наступил момент, когда развалился Союз. Потом все написали заявление, что все выходят из партии.

15.



Наша страна выносит тяжелейшие катаклизмы. Я стала бояться революций потому, что на них приходят люди не лучшие. Может быть даже худшие. В результате какой-то очень убедительной агитации что-то происходит, а потом получается хуже. Но вот то, что мы развалились,по-моему, это очень плохо. Я в этом деле не очень понимаю, но я знаю, что я люблю Россию. Россию, у которой была и ещё есть культура высокая, духовность была, народ удивительный, при том, что ленивый, пьющий и необязательный, вдруг, в какие-то трагические моменты, становится просто на уровни святых. Выдержать могут всё. И, по-моему, наш народ любит чувство справедливости. Это мне кажется тоже прекрасно. В общем я верю, что мы всё выдержим.

16.



Я могу сказать спасибо судьбе. Это похоже на сказку. То, что я имею, то, что я играю - это чудо из чудес, которое почти никогда не бывает. Так что я благодарю судьбу!"

17. Цветы от актёра Эвклида Кюрдзидиса



18.



19. Владимир Глазунов



20. Муж Веры Васильевой Владимир Ушаков на архивном видео



21. Зрители



22.



23. Автографы



Здоровья и долгих лет жизни, Вера Кузьминична! И радуйте нас новыми ролями!

23.



Большое спасибо Владимиру Глазунову за приглашение на встречу с легендарной Верой Васильевой.

Спасибо самой крутой блогерской банде mosblog, где можно найти такие прекрасные приглашения для блогеров.

творческий вечер, Владимир Глазунов, театр, Центральный дом журналиста, концерт, Мосблог, Вера Васильева, встреча

Previous post Next post
Up