Юрий Грымов снял мощнейший фильм-спектакль "Война и мир", но кто его купит?

Sep 27, 2024 12:20

Юрий Грымов представил мощнейший фильм-спектакль "Война и мир", который снят на основе одноимённого спектакля, поставленного им в театре "Модерн".




Это масштабное двухсерийное полотно, снятое с размахом. Причём на съёмки потребовалось всего три дня. При этом в театре находились зрители. То есть мы видим полномасштабный фильм-спектакль. Я не видел сам спектакль, но, вроде бы, это его точная инсценировка.

С самого начала мы присутствуем при литургии, которая идёт мину пятнадцать, а вслед за этим наблюдаем разговор Пьера, которого играет Александр Колесников с Магистром Масонов. Причём Магистр в исполнении Юрия Анпилогова говорит, в принципе. правильные вещи. Но что стоит за ними? Жажда власти и всемогущества путём вербовки таких слабых людей как Безухов.

Работа Колесникова в роли Безухова хороша, слабый, внушаемый человек, он проводит либеральные взгляды, и даже, в своих речах позволяет себе допускать мысли о предательстве, ведь Наполеон его кумир. Поэтому он и идёт на поклон к масонам. И они, в чумных масках, будут преследовать его пости всё действие. Аллегория птичьих докторских чумных масок с "чумой" Наполеона, которая надвинулась на русь весьма символична. И Элен (Мария Орлова) изменяет Безухову направо и налево, потому что не чувствует в нём мужчины, она презирает его. Но в конце он, настрадавшись, приходит от масонства к православию. Правда для этого ему надо было побывать в плену и почувствовать вкус смерти.

Интересна работа Ольги Богомазовой в роли Наташи Ростовой. Она действительно, ещё ребёнок только-только входящая во взрослую жизнь и смотрящая в будущее радостным наивным взглядом. И та ошибка, которую она совершила отказавшись от Андрея Болконского (Александр Толмачёв), в пользу повесы и негодяя Курагина (Шамиль Мухамедов)это ошибка ещё неопытной девушки, которая повелась на первый поцелуй. Хотя Болконский тоже хорош, требовать ждать год до свадьбы девушку. которая в тебя по уши влюблена. Но чтобы Наташа повзрослела, ей тоже надо было пройти через испытания: и через ложь Курагина, и через смерть Андрея. и через войну. И когда она в конце смотрит на Пьера, это уже совсем другой взгляд, в котором видна мудрость.

По всему фильму проходит рефреном хор Свешникова. Его певцы также играют в фильме в различных сценах. Их голоса бесподобны. Своими голосами артисты. как бы, накрывают божественным куполом не только персонажей картины. но и весь зрительный зал. Можно сказать, что за те же деньги зрители слушают ещё и концерт хора Свешникова.

На мой взгляд самые сильные сцены фильма это баталия и госпиталь.

Мы не видим баталию как таковую. На сцене стоят и солдаты, и офицеры, и крестьяне с крестьянками. Идёт мощнейшее соло хора Свешникова. слышен шум канонады и выстрелы. И, в какие-то моменты, герои, по отдельности от выстрелов падают. Всё это создаёт картину ужаса войны и смерти.

И эту картину ужаса дополняет сцена в госпитале, где санитары возят тела под окровавленными простынями, хирурги делают операции в полевых условиях. Казалось бы смрад от гниющих окровавленных человеческих тел наполняет зал и хор подхлёстывает это ужас. Крик Курагина от боли. которому зажимают рот салфеткой и ампутируют ногу разрывает барабанные перепонки. И в этих условиях, на больничных койках, происходит примирение раненых Болконского и Курагина.

Очень мощные сцены с эвакуацией жителей и с бегством наполеоновской армии. Они бредут сквозь снежную бурю и заносы. Кто-то не выдерживает и падает и его подхватывают товарищи. И всё это продолжается долго. Мы видим трагедию многих людей: одни - покидают родные места, другие - бегут с территории, куда они пришли как захватчики.

Теперь о минусах фильма-спектакля.

Когда фильм только начинается и идёт литургия в церкви мы видим жуткий рассинхрон хора и музыки. Полагаю, что это не такая задумка режиссёра, а банальный брак. Надеюсь Юрий Грымов его исправит.

На мой взгляд в фильме есть затянутости. Литургия в начале фильма идёт минут пятнадцать. Зрители ждут, а когда же начнётся действие? Проходит пять минут, десять. а его нет. Для спектакля это нормально. Для фильма - нет. Зрители просто могут начать уходить, потому что они долгое время не видят никакого действия.

Вторая серия начинается со сцены в театре, где группа певцов поёт что-то похожее на Моцарта. И снова это идёт минут десять. При этом, если вначале слушать это забавно. то чем дальше, тем больше хочется заложить уши. Аккомпанемент фортепиано слишком давит на слух. И тоже это банально долго.

Непонятна вставка, где действие на экране прерывается и мы видим хор Свешникова, который поёт на лестнице театра "Модерн", а в это время камера показывает зрителей. пришедших на спектакль, как они входят в театр, разговаривают, снимают что-то на телефоне. На это уходит ещё уйма экранного времени. Что хотел сказать этим режиссёр? Это такой респект зрителям, которые три дня участвовали в съёмке в качестве зрителей? Или это своеобразный мост времени, который показывает, что события прошлого современны и сейчас? Мне кажется, что эта вставка совсем нелогична и рвёт картину фильма-спектакля. И опять же занимает время. Повторюсь, что хорошо для спектакля, плохо для кино.

Юрий Грымов перед премьерой сказал, что этот фильм будет идти в малом зале театра "Модерн" один раз в месяц. Не знаю, пойдёт ли на него публика, если два раза в месяц можно посмотреть живой спектакль.

Юрий Грымов


Второй важный вопрос: а кто купит этот фильм-спектакль? Первый канал точно нет. Там другие ценности. там Познера вернули, а Урганта вот-вот вернут. Телеканал "Россия"? Сомневаюсь. Телеканал "Культура"? Тоже сомневаюсь. Грымов не признан ни театром, ни кино. ни телевидением. Частные каналы? Тем более не купят.

В фильме поднимаются важные вопросы. которые актуальны и сейчас. Это и борьба либеральной и патриотической повестки. И метания молодого человека между ними. И война. И. конечно же. дружба и любовь.

Фильм-спектакль Юрия Грымова не только мощный по своим акцентам. но и красивый. Если не ошибаюсь в спектакле задействовано 423 костюма. В нём чудесный монтаж с ближними и дальними планами.

Всё же интересна дальнейшая судьба фильма. Мне бы хотелось, чтобы она была счастливой.

Фото: Михаил Брацило / Москультура

#осеньвкармане #культурувмассы #92дняпроекта

Подписывайтесь на мой канал "Культурная история" на Дзен

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект


Присоединяйтесь в друзья! Всем всегда рад!













Кино, Театр, Юрий Грымов, #осеньвкармане, Театр Модерн, #92дняпроекта, #культурувмассы

Previous post Next post
Up