"Геликон-опера" влила Чайковского в актуальную политическую повестку

Jul 05, 2022 11:57

На Фестивале Чайковского к Клину театр "Геликон-опера" в программе "Планета «Чайковский»: хлеб, любовь и смерть" смогла актуализировать современную политическую повестку, что было выразительно и необычно.

Кочубей - Михаил Гужев, Орлик - Алексей Тихомиров



В первой части концерта, объединив оперы "Мазепа" и "Опричники". Под небесами Диканьки разворачивается настоящая драма. Здесь радостные сельские мужики и бабы превращаются в узников опричников, которые издеваются и казнят некоторых из них. Тут Князь Жемчужный (Алексей Тихомиров) заставляет Андрея Морозова (Иван Гынгазов) отречься от матери в сцене из "Опричников".

Андрей Морозов - Иван Гынгазов, Князь Жемчужный - Андрей Тихомиров, Виктория Войтенкова


И тут же Орлик (Алексей Тихомиров) саблей пытает Кочубея (Михаил Гужев) в сцене из спектакля "Мазепа". При этом Орлик вырезает на груди Кочубея символ "Азова". И мы вспоминаем, что Кочубей был патриот России, а Мазепа и Орлик были предателями и сотрудничали со шведами. Причём Мазепа был гетманом Украины. И авторы связывают события Северной войны с современными реалиями, перекидывая этим знаком мост во времени.

Кочубей - Михаил Гужев


Как сказал режиссёр концерта Сергей Новиков: "Эта концертная программа сделана специально для фестиваля Чайковского в Клину. Контекст нам дают все события, что происходят сейчас в стране и в мире. Поэтому мы назвали программу «Планета «Чайковский»: хлеб, любовь и смерть». Это программа от «Геликон-оперы», в которой режиссура, сценическое движение и вокал не уступает музыке, при всем уважении к коллегам. Это характерная черта «Геликон-оперы». Мы хотим сказать, что Петра Ильича отменить невозможно, как бы того кому не хотелось. Он уже стал событием всемирного масштаба, так что сиюминутные политические желания абсолютно не властны над любовью миллиардов людей".

Виктория Войтенкова


Во второй части программы исторические параллели продолжились. Началось оно "Итальянским каприччио", как бы посылая знак Европе. А вот дальше была ария Джеральда (Иван Гынгазов) и Лакме (Анна Гречишкина) из, фактически запрещённой туманном Альбионе оперы Делиба "Лакме". В ней рассказывается о зверствах англичан в Индии, где людей привязывали к пушкам и расстреливали из них, устроив настоящий геноцид. Можете вспомнить книгу Жюля Верна "20000 лье под водой" или советский фильм "Капитан Немо", где эти события достаточно хорошо описаны и показаны. Англичане не любят вспоминать эти события и, тем паче. не любят, когда им об этом напоминают.

Лакме - Анна Гречишкина, Джеральд - Иван Гынгазов


Далее шла прекрасная ария Иоланты (Ольга Толкмит) и Водемона (Пётр Морозов), которая слегка выбивалась из общеполитического настроя вечера.

Иоланта - Ольга Толкмит


Но сей необычный вечер завершился ударным исполнением хоровой кантаты Чайковского "Москва" на стихи Павла Майкова, которая была написана для коронации императора Александра III. Её, вместе с оркестром "Геликон-оперы" исполняли хор театра и К.Вязникова и А.Исаев. Дирижировать этой кантатой Чайковский предпочитал сам, чтобы никто не мог поменять смысла. который он заложил в это произведение. Здесь прославляется скромность царя и рассказывается о собирании русских земель. Ещё один посыл к сегодняшней повестке дня. И, как апофеоз всего концерта, на словах "Пали два Рима, третий стоит, а четвертому не быть!" сцена осветилась дождём фейерверка.



Этот концерт показал нам Чайковского-патриота, чьи произведения актуальны всегда. И никакие отмены на Западе не смогут перечеркнуть наследие великого композитора.

Фото: Михаил Брацило \ Москультура

Подписывайтесь на мой канал "Культурная история" на Дзен

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект


Присоединяйтесь в друзья! Всем всегда рад!













Театр, Москультура, Геликон-Опера, Клин, Музей-заповедник П.И.Чайковского, Фестиваль

Previous post Next post
Up