"Всенощное бдение" Чайковского представили в полном объёме в Клину

May 09, 2022 11:57

В Музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину в день рождения великого композитора представили "Всенощное бдение" Чайковского в полном объёме. И это действительно уникальное явление в области культуры, так как это произведение композитора никто и никогда не играл в полном объёме. "Всенощное бдение" вошло в очередной том Академического полного собрания сочинений П.И.Чайковского. И это второе по значимости духовное произведение Чайковского после "Литургии".




Новый том представили Игорь Корнилов - кандидат исторических наук, директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И.Чайковского в Клину; Наталия Сиповская - доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания; Наталья Плотникова - доктор искусствоведения, профессор Московской государственной Консерватории, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, научный редактор Тома 2 Серии V "Всенощное бдение"; Ада Айнбиндер - кандидат искусствоведения, заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И.Чайковского, научный руководитель проекта "Академического полное собрание сочинений П.И.Чайковского".

Ада Айнбиндер, Игорь Корнилов, Наталия Сиповская, Наталья Плотникова


Игорь Корнилов: "Проект был замыслен в 2013 году по инициативе руководителя Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского Владимира Федосеева а нашего сотрудника, доктора искусствоведения Полины Ефимовны Вайдман. Я очень рад, что первые тома Полина Ефимовна увидела при своей жизни. На сегодняшний день выявлено 450 музыкальных и 150 литературных произведений и более 5000 сохранившихся писем. Наиболее важная часть произведений и переписки хранится в нашем доме-музее. Главная цель этого проекта - вернуть подлинный текст сочинений Петра Ильича, без купюр, без редакторских вмешательств".

Игорь Корнилов


Наталья Плотникова: "Том большой, в нём около 550 страниц и он включает в себя текст "Всенощного бдения" в том виде, как он был издан при Чайковском, но, конечно, с необходимой редакцией, с исправлением ошибок, которые встречались и в издательстве "Автограф" и в издании Петра Юргенсона. В томе размещено два варианта - тот, который вышел при Чайковском и вариант, предназначенный для современных исполнителей, в более привычных ключах и некоторыми другими моментами облегчающим восприятие этого текста. Предисловие сохранено без изменений. В нём написана история создания, отклики современников, вопросы, связанные с изданием и научно-текстологический раздел, который включает в себя описание многих источников, которые мы имеем по "Всенощному бдению". Первые сведения о том, что Чайковский задумал "Всенощное бдение" появилось в переписке 8 мая 1881 года. То есть, примерно, в эти майские дни".

Наталья Плотникова


Наталия Сиповская: "Публикация подобного рода издания невольно провоцирует реанимацию и развитие самых, пожалуй, крупных отраслей музыковедческой науки, а именно музыкальную текстологию, оно стимулирует если не возрождение, то сохранение большой культуры создания и публикаций нотных изданий в нашей стране, которая за некоторое время немного сдала свои позиции. Это проект, который волей-неволей способствует развитию музыковедения как такового".

Наталия Сиповская


Ада Айнбиндер: "У нас грандиозные планы. Мы ожидаем выхода в этом году четвёртого тома, а в следующем пятого. Идёт интенсивная подготовка "Лебединого озера", мы запустили подготовку ряда симфонических сочинений Чайковского, одного из ранних его произведений фантазии "Фатум".

Ада Айнбиндер


В день рождения Чайковского я не мог не спросить о повальной отмене российской культуры и Чайковского на Западе. И вот, что ответил на мой вопрос Игорь Корнилов: "Я смотрю огромное количество материалов и общаюсь с коллегами, в том числе зарубежными музыкантами, которые должны были у нас выступать. И я знаю, что буквально вчера было огромное коллективное письмо деятелей культуры Федеративной Республики Германии, которые требуют принятия от правительства соответствующих мер по недопустимости запрета русских исполнителей, русских композиторов и так далее. Есть одна великая сакральная вещь - музыка, которая обладает терапевтическим свойством. Музыка лечит душу. И никакие запреты на уровне тех или иных министерств и ведомств не могут запретить любить и слушать Чайковского. Вы вдумайтесь в маразм самой фразы: "Министерство культуры н-ского государства запретило исполнение Чайковского". Фантасмагория какая-то. Как можно запретить выходить Солнцу каждое утро? Как можно запретить идти дождю, петь соловьям в мае? Как можно запретить играть Чайковского? И вы прекрасно видите, как находится солдафон - дурья голова, который придумывает, но тут же в это стране кто-нибудь из исполнителей демонстративно говорит: "А мы сыграем Чайковского!" Пётр Ильич композитор, который принадлежит всему миру, всему человечеству. И никто не в состоянии запретит любить и слушать музыку Петра Ильича".

Книгу можно будет приобрести в самом музее-заповеднике П.И.Чайковского в Клину, в Институте искусствознания или заказать в издательстве "Автограф".

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Подписывайтесь на мой канал "Культурная история" на Дзен

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект


Присоединяйтесь в друзья! Всем всегда рад!













Музей, Москультура, Музей-заповедник П.И.Чайковского, Книги

Previous post Next post
Up