Про муниципальную газету.

Jul 09, 2010 14:56

  Несколько комментариев (не могу сказать, что поток комментариев и откликов был массовым) на один из абзацев моего выступления на Совете по Стратегическому планированию предполагают некоторые ответы и пояснения. Я об этом абзаце:
"Прежде всего, вынужден признать, что не решен вопрос и не принято принципиального решения о создании массовой муниципальной газеты. Хотя, решение вопроса было запланировано на текущий, 2010 год. Сейчас же идет только обсуждение с представителями журналистского корпуса, собственниками СМИ, к осени к дискуссии подключатся депутаты для того, чтобы выбрать технологию создания муниципальной газеты - созданий новой или «муниципализация» какого-либо популярного городского печатного издания или сохранения status quo". 
   Прежде всего. В соответствии с требованиями целого ряда федеральных законов, органы местного самоуправления обязаны публиковать в средствах массовой информации огромный (именно, огромный) объем информации: проекты бюджета, отчеты по исполнения бюджета, муниципальные правовые акты о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, об утверждении проекта межевания/планировки территории, о подготовке проекта планировки и межевания территории, об утверждении правил приватизации конкретных объектов, информация о расходах бюджета на содержание муниципальных служащих, информация обо всех муниципальных торгах и конкурсах, и пр., и пр., и пр., и пр. Ни один из перечисленных документов не вступит в силу без его официальной публикации в печатных СМИ. Не ошибусь, если скажу. Что на протяжении последних 4-5 лет ежегодно процентов на 20 увеличивается объем обязательно для публикации информации.
   Я даже оставляю за скобками такую тему, как публикация социально значимой информации (к этой теме еще вернусь). Надо информировать о перекрытии дорог на ремонт? Надо разъяснять порядок монетизации услуг ЖКХ? Надо разъяснять принимаемые на городском уровне муниципальные правовые акты?
  Заканчивая с «прежде всего», хочу, чтобы был сделан вывод - печатное издание (в той или иной его форме) необходимо и обязательно для официальной публикации документов.
   Второе. О наличии в Екатеринбурге муниципальных СМИ. Перечисляю СМИ, где органы местного самоуправления выступают в качестве учредителей:
• Вестник Екатеринбургской городской Думы (500 экз., официальный публикатор решений городской Думы);
• Радиостанция «Студия город»;
• Радиостанция «Город ФМ» (две радиостанции потому, что на 1 радиостанцию дается 1 частота, а на наши радиостанции работают на разных частотах - одна на средних, другая на ФМ, содержание их абсолютно одинаково).
   И, все. Больше СМИ, учредителями которых выступают органы местного самоуправления, нет. Ни газета «Вечерний Екатеринбург», ни телекомпания «Студия 41» не являются муниципальными.
   Третье. О том, как определяется сегодня официальный «публикатор», печатное издание, где публикуются муниципальные правовые акты и социально значимая информация. Ежегодно проводится конкурс на определения публикатора. На основании результатов конкурса выходит Постановление Главы Екатеринбурга, которое нормативно закрепляет «публикатора» и с газетой заключается договор. В текущем году конкурс выиграла газета «Вечерний Екатеринбург». Нам, принципиально, безразлично, какая газета будет «публикатором» - «Утренний Екатеринбург», «Вечерний Екатеринбург», «Ночной Екатеринбург». Кто выиграет конкурс, то и публикатор. Условия участия в конкурсе называю на память, поэтому могу что-то напутать, но принципиально: газета должна выходить в формате ежедневном, и тираж ее должен быть не менее 30 тысяч (еще раз повторюсь, что на память называю условия конкурса). Каждый год в конкурсе участвуют разные газеты, но интерес не печатных СМИ для участия в конкурсе не массовый. Возвращаюсь к пропорции официальных документов и социально значимой информации в общем объеме публикаций, то она, примерно 80 к 20 (или даже 85 к 15) в пользу публикации нормативных актов. Сразу поясню, почему традиционно у нас функция «публикаторов» в своеобразном аутсорсинге. Дело в том, что в свое время 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» запрещал муниципалитетам выступать в качестве учредителей газет. Сейчас с некоторыми оговорками это ограничение снято.
   Четвертое. Идея массовой муниципальной газеты зафиксирована в одном из проектов стратегического плана с 2003 году и план реализации ее стоит на 2010 год. Кто интересовался, мог посмотреть (снова вернусь к мысли, что городская власть открыта и для того, чтобы получить информацию, надо захотеть ее получить) Раза 3 или 4 эту тему (как на напоминание) поднимал на думских заседаниях и комиссиях депутат Касимов.
   Пятое. О том, что собственно, хотим. Хотим а) оптимизировать (оптимизировать, это значит, сократить расходы бюджета); б) расширить возможности доведения до жителей официальной и социально значимой информации. Чтобы меньше было жалоб на то, что неизвестно, что там, в городской власти творится.   Простым языком говоря, хотим иметь печатный аналог официального городского интернет портала www.ekburg.ru. Для продвинутой аудитории - портал, для традиционалистов - газета.
   В замечтательном и никогда не сбыточном идеале это ежедневная (5 раз в неделю) многотиражная (из расчета 1 на 100 человек, соответственно, не менее 130000 экз.) бесплатная газета. Не вижу даже теоретических возможностей для того, чтобы это сбылось-состоялось в ближайшие пять лет.
Необходимый и возможный minimum minimorum, основанный на экономических реальностях - ежедневная (5 раз в неделю) газета тиражом не менее 50 тыс.экз. Распространяемая а) по подписке (большей частью) и б) частично по бесплатной подписке (около 10 процентов от общего тиража, распространяемые по библиотекам, общественным организациям, отдельным нуждающимся категориям граждан). Какая именно это газета (по форме учета муниципалитета) - это и есть предмет дискуссии.
   Возможные варианты (напомню, что для нас приоритет - официальная публикация и размещение социально значимой информации):
1. Создать с ноля новую газету. На 100 процентов муниципальную газету. Органы местного самоуправления выступают учредителями и финансируют издание;
2. Муниципализировать какое-либо существующее печатное издание (через пере учредительство, или приобретения в собственность, либо иным каким-либо образом), в целом соответствующим предъявляемым требованиям;
3. Сохранение на 2-3 года status quo (ежегодный муниципальный конкурс по определению «публикатора»);
   Мотивы определения варианта: снижение нагрузки на бюджет и повышение возможности информирования граждан.
  Мое мнение, по совокупности всего привлекательность вариантов такова: вариант 3, вариант 2, вариант 1.

СМИ, Местное самоуправление

Previous post Next post
Up