Aug 06, 2010 10:25
Когда-то, теперь уже давно, работал учителем в школе. Учителем истории. Преподавал в шестых (в параллели было шесть классов) и восьмых (в параллели было восемь классов) классах. В начале 90-х, когда «советская история» уже кончилась, а «российская история» еще не началась. Поэтому я частенько придумывал свои темы уроков взамен обязательных по программе. Одной из таких тем для восьмиклассников было «происхождение слова Россия». Сначала я изложил все официальные теории - про реку Росу. Про сходных по названию норманнов и т.д., и т.п. ближе к концу урока - мифы и легенды, историческая экзотика и пр. Например, была среди прочих такая мифическая экзотическая история:
Наши предки частенько ходили через Черное море пограбить столицу Византии («Царьград воевать»). Чаще всего это было по весне, когда на реках, по которым надо дойти до моря, сходил лед. Византийцы примерно представляли, когда ждать грабителей и выставляли посты, которые, увидев корабли, начинали кричать: «Розовые! Розовые плывут!». Розовые потому что цвет кожи у нас и наших предков беленький и загар на непривычном южном морском солнце у нас розовый и даже красный. Обгораем мы. А «розовый» по-гречески «рос». То есть, кричали они: «Росы! Росы плывут!». Так, согласно абсолютно антиисторической легенде произошло название русские, Россия.
Как это было принято в те годы, после нескольких тем контрольная работа, где среди прочих вопрос «какая из теорий происхождения слов Россия, Русь, русский вам кажется вероятной». Как это часто бывает один «знал» ответ, остальные не знали и списали. В результате весь класс на вопрос ответил: «Они плыли по морю. У них были розовые лица». На перемене ученики, рассказывая о контрольной следующему классу, поделились со следующим классом правильным ответом на этот непростой вопрос. А следующий класс со следующим классом. А было их в параллели всего восемь: А, Б. В, Г, Д, Е, Ж, З. И практически все ученики во всех классах написали «Они плыли по морю. У них были красные лица».
Я все это говорю к тому, что очень часто блоггеры и форумисты напоминают мне тех самых учеников. Имея возможность получить правильный, обоснованный ответ практически на любой вопрос (интернет такую возможность предоставляет), блоггеры и форумисты ищут яркие мифы. Но, даже и их не могут зачастую толком транслировать. В результате весь интернет забит мифами и легендами: «власть все решения придумывает для того, чтобы сделать жизнь людей хуже», «все чиновники воруют», «обвиняющий власть уже по определению прав и хороший человек».
общественное мнение