Политминимум. Введение, ч. 5. Механизмы обновления

Jun 09, 2012 01:40


Назад   К содержанию  Вперед

Механизмы обновления

Как произойдет в России смена политического режима с диктатуры на демократию? Будет ли это путь мирной эволюции или силового захвата власти с неизбежными тяжелыми последствиями? Или нас ждет третий путь - смена власти в результате мирного “бархатного” переворота? Я не знаю. Я уверен, что путь мирной эволюции не закрыт для страны.



Последние пол-года стали в Москве и (поменьше) в остальной части России временем мирного протеста. Надо отчетливо понимать отличие сегодняшних несогласных от протестного рабочего движения столетней давности. Рабочий в 19-начале 20 века стоял на грани выживания, имел выбор между революционной борьбой и голодной смертью. Мы не находимся в таком положении. Мы можем даже не выживать, а жить даже при нынешнем режиме. Другое дело, что в отличие от аполитичного большинства, мы понимаем, что сегодня можно жить лучше, и этому мешает только личное желание жить совсем хорошо у небольшой группировки жуликов и воров. Протестующие полагают, что счастье народа важнее счастья группировки, объявившей себя властью.

Болотникам есть что терять, кроме своих цепей. Поэтому достаточного количества активистов, готовых на серьезные жертвы ради смены режима нет и не предвидится. Не будет никакого силового захвата власти. Что, кстати, говоря, хорошо, потому что силовой захват власти совсем не обязательно приводит к демократии. Скорее наоборот.

Возможен ли мирный сценарий со сменой режима и установлением демократии? Я берусь утверждать, что да. Когда сторонников нормального общества становится много, а сторонников воровского режима - мало, то общество становится
нормальным. Почему так происходит?

Будем реалистами. Каа не собирается никуда уползать, равно как не намерен он и стать легитимным президентом (т.е. получить свою власть, как положено,  от народа), а не хозяином земли русской. Вместе со своими приспешниками змей замерен править Россией ближайшие 6 лет, а потом еще 6, а потом он  еще что-нибудь придумает. Жить к тому времени можно будет долго.

Не скажу ничего оригинального - все это время режим не намерен допускать  в стране выборов, сильной оппозиции, сменяемости власти, независимого  суда, открытого зомбоящика и других пряников. По крайней мере, постарается  по возможности не допускать в меру своих нескромных возможностей. Как-то  до сих пор у режима не возникало особой необходимости в современной  политической системе.

Так что приход к власти в результате выборов оппозиции пока не грозит. Не  потому что за Прохорова голосуют "толькло 8%" (ну ладно, пусть даже  целых 15%), а потому что получить демократически большинство можно в результате  демократической процедуры, равного доступа к СМИ и свободы политической  организации, а раз это можно получить в результате дмократической процедуры,  следовательно, демократическая процедура не будет допущена в этой старне  действующим режимом. Возможности по ее фиктивизации достаточно безграничны.

Это называется замкнутым логическим кругом. Если некто хочет в стране  демократии, то надо победить на более или менее демократических выборах.  Но раз на более или менее демократических выборах нынешний режим может  потерять власть, значит, нынешний режим не будет допускать демократических  (пусть хоть более или менее) выборов, поэтому демократы не придут к  власти.

Я неизлечимо болен оптимизмом, и поэтому возьмусь утверждать, что мирный  путь к нормальному обществу для нас существует. Не сразу, не завтра, но  это лучше, чем никогда.

Есть два факта. Первое. Каждый  разумный человек, если он живет не в вакууме, а в обществе, способен  приблизительно, на глазок оценивать расстановку политических сил в этом  обществе. Мы все-таки общаемся с другими людьми, читаем какие-то мнения в  тырнетах и газетах, ... конечно, круг общения, как и круг чтения у каждого  свой, но все-таки, мы все согласимся с тем, что сегодня в России мало  монархистов, а запутинцев больше, чем западников, проголосовавших за  Прохорова. Это кажется очевидным, даже без соцопросов. Это личный опыт, это  даже не социология. Второе. Такие оценки не являются точными, и люди эту  неточность осознают. Я понимаю, что западников, которые хотят в России  рынка и демократии, ну процентов 15, но тут плюс или минут 5.

Люди используют такое понимание при принятии решений. Вообразим себе  чиновника. Допустим, силовика. Ему отдан приказ - разогнать митинг. Сегодня он знает, что несогласных мало и шансов придти к власти у нас - ноль. Так что за разгон митинга ему ничего не будет, даже если покрыть всю площадь трупами. А за невыполнение приказа - будет, и он знает, что ничего хорошего. Теперь вообразим себе ситуацию лет через 10, когда при хорошем сценарии западников в России будет процентов 30. И запутинцев, пусть тоже 30. И обе эти величины известны с погрешностью. И кто возьмет верх - бабушка надвое сказала. Может быть и болотники. И наш гипотетический силовик знает, что за каждый удар дубинкой по мирному демонстранту отвечать будет он, и сидеть будет он. Если мозгов нет знать, жопой почувствует.

Тоже самое верно в отношении мелкого чиновного люда, опоры режима. Это сейчас они знают, что за фальсификацию выборов им не будет ничего, кроме благодарности. Поэтому нагибают своих  подчиненных. В ситуации неопределенности даже самое тупое быдло будет осторожнее. Это та ситуация, в которой рождается нормальная политическая жизнь. Когда небольшой толпы достаточно для отмены фальсифицированных выборов. Когда резко падает уровень давления на подчиненных. Когда силовики занимаются охраной порядка, а не защитой оккупантов.

Подавляющее большинство сегодняшнего чиновничества деидеологизировано. Единственное, что связывает их с нынешним режимом - гарантии со стороны режима на продолжение воровства или, как минимум, гарантированного безбедного существования. У них не никаких иррациональных (патриотических, религиозных, идеологических или иных) оснований стоять за нынешний режим. Они легко отойдут в сторону, когда дело запахнет его падением. Особенно, если новый строй не стремиться к массовым жестоким репрессиям против бывших жуликов.

Именно таков сценарий большинства успешных бархатных/цветных революций. Сначала широкое распространение в народе стремления к новому обществу. Пусть не на большинство народа, но на столь значительную часть, что результат политического развития становится неопределенным. Потом - снижение до приемлемо низкого уровня шулерской и бандитской активности существующего режима, . Потому - может быть - победа  нового строя.

Помимо оптимального с западнической точки зрения варианта со значительным распространением в обществе современных ценностей, есть и другие, менее оптимальные, но, возможно, более вероятные. Общественный запрос на изменение политического режима может найти воплощение в формировании реальной конкуренции между какими-то существующими сегодня партиями. Например, между Единой и Справедливой Россиями. Можно сколько угодно ужасов рассказывать про ЕР, но в условиях реальной политической конкуренции, когда победа не гарантирована, когда административный ресурс сильно ограничен по указанным выше причинам, когда, следовательно, результат выборов в большей степени зависит от избирателей, чем от шулерских приемов ЦИКа и ОРТ, - даже такие партии могут изменяться в сторону демократии.

См. также

Назад   К содержанию   Вперед

PS. И да, во вторник, 12 числа, будет сами знаете что. Если мэрские согласуют с народом свои представления о том, куда ходить, сходим туда, а не куда в голову взбредет. 

политический реализм, политминимум, политура

Previous post Next post
Up