Дошкольник

May 12, 2013 14:39

грозилась написать про Лиса и школу.
тест в школе, как и писала, мы прошли на ура, то бишь вполне успешно и без нареканий со стороны учителей.
а вот на днях, останавливает меня воспитательница Алисы: фрау, Вы должны нам тут одну бамажечку подписать для комиссии из здравоохранения...
КАКУЮ?? - я удивленно таращусь..
- ну, для дошкольного обследования.
- так Лис ведь в школу так и так идет, да и в школе все довольны? что там осматривать?
- ну, ведь первое обследование было (и дальше идет волшебное немецкое слово auffällig, то бишь вызывающий сомнения, подозрения... не кошерный, короче)
я судорожно вспоминаю: да, нам написали о том, что сад должен в рамках обыного развития ребенка сделать акцент на язык, потому как ввиду немецкого. как второго языка, дитятко путает артикли и смешно спрягает глаголы. это, собственно, проблема всех, даже и немецких детей, но у тех все выравнивается, за счет большого немецкоязычного окружения, которое, дай Бог, говорит на хохдойч; а вот иностранчикам в этом стоит помочь. и я с восторгом прилетела с этой писулькой в сад, тыкала в нее пальчиком, радостно ожидая, что вот сейчас,наконец-то, все мои усилия по выбиванию логопедов, доп-занятий и т.д. наконец-то увенчаются успехом. на что мне было буднично сказано: да-да, это как раз то, что мы и так делаем каждый день в рамках обычной программы: мы же с ними только по-немецки говорим. я, конечно, скисла, но, с другой стороны, подумала, раз все настолько нестрашно, то может и хватит этого их обычного говорения.
а тут, понимаешь ли, надо снова отправить бамажку, чтобы если что, сделали новый тест.....ладно, сцепила зубы, пошли заполнять, надо, так надо.

пункты, касающиеся языка, все НЕ выполнены. Ребенок, по мнению воспитателей, НЕ говрит предложениями из 6-8 слов, НЕ может выстроить события в правильной последовательности, НЕ владеет временными понятиями, НЕ использует артикли и множественное число правильно и НЕ рассказывает связных рассказов.

к это прибавилось еще НЕ умение завязывать шнурки, НЕ проверенное умение кататься на двухколесном велике (зима ж было, откуда я знаю, может или нет? она трусиха, в том году только на малые расстояния рассекала, для меня это не равно умению.)

сказать, что я рассвирипела - ничего не сказать. КАК???????
-она не рассказывает связно? - ну нет, рассказывает, но часто прерывается, заново начинает предложения, перескакивает мыслью с одного на другое. (я успокаиваюсь. ребенок, да и взрослые в саду, не говорят "как по написанному", мысль опережает слова, особенно в этом возрасте, нехватка слов в немецком заставляет искать эквиваленты, перефразировать начатое преложение. это - великое умения для ребенка одноязычной семьи, говорящее о его безусловно успешном овладении языком, хотя и не окончательном.)
- ее предложения не насчитывают 6-8 слов??? - нет, ну обычно нет (успокаиваюсь. Алиса впринципе с трех лет говорит сложносочиненными и подчиненными предложениями. Если с ней не разговаривают в саду - их проблемы. я слышу ее в разговорах со мной на немецком, я слышу ее со сверстниками в игре.)
- как не строит события в правильном порядке??? - ну, она путает было это вчера или позавчера, завтра или послезавтра, да и сами эти понятия путает. (успокаиваюсь. они, видимо, не вполне влладеют материалом. правильное выстраивание событий по их последовательности - умение когнитивное, не языковое. в языке это означает правильную расстановку причины-следствия: ветка сломалась, поэтому корова упала с яблони; не корова упала с яблони, поэтому сломалась ветка. а уж вчера и позавчера Лис уверенно путает и в русском. ей проще сказать недавно или давно. она вообще по временной оси скачет свободно и без условностей: когда мне ьудет 6 лет, я заработаю много денег и ты, мама, сможешь купить себе все что хочешь)
- артикли и множественное число меня не смутили. Лис свободно склоняет и изменяет существительные, только не по истинным грамматическим понятиям, а по выведенным в ходе общения: auto - autos, elefant - elefants. это только пример, такие простые слова, Лис безусловно использует правильно, но случается, да. у меня тоже. это не правильно, но это наживное. как раз то, что доберется в начальной школе, где учителя не будут говорить на швабском, как в саду, а на нормальном немецком и будут УЧИТЬ детей, а не просто с ними говорить.
- про связные рассказы я вообще молчу. Лис сказки сочиняет, песни. и на немецком, и на русском. да, согласна, логическую связь найти иногда тяжело. но и литература абсурда не для всех.  поэтому в лесу на маленького заблудившегося волка нападает дикая овца, дождик капает на небо и т.д. как говорили, у нас на литературе: авторское воображение, как и знаки препинания, коррекции не поддаются и не подлежат.

а в остальном я искренне ошалела. если бы нам сказали, что ребенок к 6ти годам ДОЛЖЕН ументь завязывать шнурки - мы бы постарались. но обувь со шнурками Лису велика. поэтому все покупается на липучках, чтобы на ее худую стопу можно было затянуть так, чтоб не сваливалось. теперь вот учимся, купили нарочно кеды на шнурке. вчера вот специально пошли в магазин. я мерила кроссовки, а Лис мне помогала: приносила-уносила и завязывала шнурки на забракованных вариантах. и получилось!

вобщем я сильно, очень сильно расстроилась, разгневалась и разочаровалась. я сама занимаюсь развитием речи. я знаю КАК это сложно. но, блин, мне, через год моей работы, трехлетний ребенок (с немецким, как третьим языком) говорит, что "ich heute nicht schlafen werde: mama kommt, wir gehen schwimmbad" и я вижу в этом предложении и временное соотношение, и грамматическое соответствие, и слов-то больше 6ти. и это только начало. потому как накопление закончилось, начинается и только начинается активное использование накопленного, язык ощущает звуки, голова строит правила, уши соотносят форму звучания. а уж как при этом работют мимика и жесты!!! (а когда я только пришла ребеныш говорил только "да, нет" и пожимал плечами.) и я вижу в жтом положительную динамику. и я строю интенсивные занятия с такими детками, потому что они уже могут и хотят говорить. они уже дозрели до использования языка.
а у Лисенка в саду они просто на немецком говорят. и это здорово. но такими предложениями, как тот мальчик, Лсятина говорила через 2,5 года хождения в этот сад. и по-моему это ужасно.

я все это к чему: на садик надейся, а сам не плошай. сад пока еще только переходит в учереждение не опекательное, а обучательное. по этому поводу и в литературе, и в сми куча полемики. пока сад дорастет до осознания себя как Bildungsinstitution, пока они придумаю как же все-таки правильно понимать само слово Bildung, применительно к саду, пока ... короче, надо многое делать самим. и надеяться, что воспитатели поапдуться с позитивным и конструктивным мышлением, со смекалкой, творческим подходом к детям и их развитию, и, самое главное, с любовью к своему ремеслу.

работа, алисомамское, про Алиску

Previous post Next post
Up