Марина Москвина и её истории

Jan 19, 2016 12:39

 Марину Москвину я обожаю трепетно и считаю одним из лучших писателей современности. Когда встретила этот пост, очень захотелось перечитать эти чудесные книги. Всем советую))
Оригинал взят у ptiz_siniz в Марина Москвина и её истории
Несколько лет назад я купила книгу Марины Москвиной о трёх её путешествиях: в Индию, Непал и Японию ("Небесные тихоходы", "Дорога на Аннапурну" и "Изголовье из травы"). Поскольку все эти страны меня интересовали, я книгу полистала, сразу очаровалась - и купила. Книгу перечитывала дважды. Лёгкий, красочный язык, чудный юмор, масса интереснейших деталей. Восторг.
Потом я прочитала её книгу "Гуд бай, Арктика!" - тоже с удовольствием.
А сейчас читаю "Танец мотыльков на сухой землёй" - сборник зарисовок из богатой общением с интересными людьми жизни Марины Москвиной и её мужа, художника Леонида Тишкова. Просто не могу не поделиться несколькими - для улыбки :)

//
* * *

Цирковой силач Валентин Дикуль жаловался мне на трудности, с которыми сталкиваешься, когда поднимаешь лошадь:

- Ведь не всякая лошадь хочет, чтобы ее носили…
* * *

- Со мной за столом в Переделкине знаешь, кто сидит? - я с гордостью говорю Седову. - Курляндский! «Ну, погоди!» который написал!

- Как? - удивился Седов. - Он член Союза писателей?

- А что? - говорю.

- Как «что»? В этом «Ну, погоди!» есть только одна реплика: «Ну, заяц, погоди!..»

* * *

Молодой Иртеньев позвонил молодому Тишкову и попросил проиллюстрировать его книгу. Леня сказал:

- Я сейчас очень занят. Могу тебе порекомендовать моего ученика.

- Пусть твой ученик рисует моего ученика, - гордо ответил Игорь.
* * *

Просветленный мастер Карл Ренц на встрече с нами, своими учениками, сказал, что главным учителем считает свою бабушку.

- Если у меня что-то отбирали в детстве или я терял свои игрушки, она говорила мне: «Сядь, мальчик мой, успокойся, закрой глаза, что ты видишь?» «Ничего», - отвечал я. «Это единственное, - говорила она, - что тебе принадлежит…»

* * *

С каждым годом у нашего пса Лакки открывались новые возможности. На пятом году он стал есть арбуз и виноград, на десятом - курить трубку, а на пятнадцатом - пить шампанское на Новый год.
* * *

Моя тетя Инна работала в спецателье ГУМа, и там у них заказал пошить пальто маг и провидец Вольф Мессинг. Однажды в ателье пропала курточка с манекена. И тетя Инна спросила у Вольфа Григорьевича - кто это сделал? Мессинг, безошибочно предсказавший начало и конец Гражданской войны, победу Советского Союза в Отечественной, день смерти Сталина, дату смерти своей жены, день и час своего собственного ухода, будущую войну в Афганистане и распад СССР, не раздумывая ответил: «Закройщик Яша». И тот мгновенно признался. Благодарные сотрудники ателье подарили Мессингу модную нейлоновую кофту.

Дочь Инны, Алла, ни сном ни духом не знала про этот случай, однако давнишняя сотрудница Инны подтвердила: да, так оно и было. И рассказала, как они с Инной потом ходили к Мессингу с какой-то просьбой. Не успели войти, Вольф Григорьевич с порога посочувствовал, что им пришлось полчаса ждать автобуса, и напрасно они так надолго застряли в булочной, всё сомневались, какой торт выбрать - подешевле-попроще или подороже-повкуснее.

* * *

Окрыленный успехом мультфильма «Что случилось с крокодилом», снискавшего множество премий на фестивалях и любовь зрителей, режиссер Александр Горленко снял еще фильм по моему сценарию «Увеличительное стекло», и нам сильно за него нагорело от начальства. Нас вызвали на ковер к какому-то заоблачному чиновнику в Госкино, стали распекать на все корки, а Горленко заявляет - весомо, убедительно:

- Поймите, наш фильм жиздится на том…

Я пихаю его под столом ногой. Шестое чувство тоже подсказывает Александру: что-то не так. Но что именно - неясно. Тогда он опять:

- Наш фильм жиздится на том…

Так тот и не понял, на чем у нас там все жиздится.
* * *

На выступлении молодых писателей один начинающий литератор объявил, что посвящает свое стихотворение высокому гостю из секретариата СП.

- «Не посвящай, тореро, бой правительственной ложе!» - послышался из зала голос поэта Марины Бородицкой.
* * *

Юрий Поляков летел в самолете, смотрит - какой-то мужичок с него прямо глаз не сводит.

«Узнал», - довольно подумал Юра.

А тот взглянул так хитро с прищуром и спрашивает доверительно:

- Вы - Виталий Соломин?..

Юра это рассказал после того, как Людмила Улицкая спросила у него:

- Вы - Николай Кононов?
* * *

Позвонила Люсина подруга: сын ее зовет с племянницами в Африку. А ей 89. Что делать?

- Даже и не думай, - сказала Люся. - Даже не думай! - с жаром повторила она. - …Бери девочек - и лети!
* * *

Неожиданно меня пригласили в ток-шоу «Что хочет женщина». Тема такая: «Если женщина говорит „нет“, то это ничего не значит».

- Не можете сегодня, приходите завтра. Темы: «Любовник только укрепляет семью». И «Большая зарплата женщины - разрушает». Предполагаются звезда и эксперты.

- Надеюсь, - говорю, - я буду звезда?

- Нет, вы будете эксперт.
* * *

Леня морковку принес с базара:

- О, молоденькая!

- Ты так плотоядно восхищаешься молоденькой морковкой, - возмутилась я. - А нам, старым морковкам, - обидно.

- О господи! - воскликнул Леня, пораженный сложностью женской натуры. - Никогда не знаешь, чем можно ранить ваши души.
* * *

Как-то возвращаясь с гастролей, в аэропорту Шереметьево Резо Габриадзе увидел человека, которому явно была нужна помощь. Реваз Леванович подошел и предложил понести его чемодан. («Хотя я сам еле иду!» - заметил Резо.) Поддерживая друг друга, обмениваясь лекарствами, они подошли к автобусу.

- А вы, простите, кто? - спросил этот человек.

Резо представился.

- А я - Альфред Шнитке…

* * *

Карикатурист Игорь Смирнов пришел к карикатуристу Борису Ефимову. Тому 108 лет. Он открывает дверь и говорит:

- Игорь! Все. Чувствую, что начал стареть.

- А как этот проявляется? - спрашивает Смирнов. - Что? Поясница? Или что?

- Стихи начал забывать, - сказал Ефимов.
* * *

В пасхальную ночь в Питер прибыл священный огонь из Иерусалима. По телевизору шла трансляция. Батюшка, празднично облаченный, тщетно пытался вскрыть сосуд с огнем. И вдруг - в тишине - в сердцах воскликнул:

- Ч-черт!

Пауза.

Комментатор:

- …Да, дьявол, он вездесущ. Но на то мы и пришли на эту Землю…
* * *

- Я сегодня ходил в журнал «Трамвай», - сказал Гриша Кружков. - Мне там очень понравился твой рассказ «Наш мокрый Иван». Я с таким удовольствием прочитал его в папке для отказов!
* * *

Леня, глядя на мои книги на полке - с удивлением:

- Ого! Как ты уже много написала!

- Это при том, - говорю, - что я пишу абзац в день.

- Но с каким постоянством! - воскликнул Тишков. - Люди то запьют, то закручинятся, то во что-нибудь вляпаются… То разводятся, то меняют квартиры… а ты - абзац в день, абзац в день.
* * *

Поэт Валерий Краско, размачивая в столовой горбушку в супе:

- А меня уже вообще пять лет женщины не интересуют. Пять лет уже не хочу ничего. А ведь я был бабником, причем очень успешным бабником, взгляните на меня, представьте, какой я был в молодости неотразимый!

- Не заставляйте меня так сильно напрягать воображение, - ответила я ободряюще.
* * *

Наш приятель Володя лежал в психбольнице. И устроил там концерт - пел под гитару бардовские песни.

- Так всем понравилось, - говорит. - И пациентам, и медперсоналу. Особенно с душой и с энтузиазмом исполнили песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…».
* * *

Захожу в ЦДЛ и показываю удостоверение охраннику. Он молча, удивленно на меня посмотрел и пропустил. Дома я обнаружила, что это был постоянный пропуск на территорию Ваганьковского колумбария. С печатью «Ритуальное обслуживание Ваганьковского кладбища».
* * *

Взяли на майские праздники путевки - круиз по малому Золотому кольцу на теплоходе «Грибоедов». Поселились в каюте. А там во всю стену окно - и все время люди фланируют.

- Как же мы будем сексом заниматься? - я спрашиваю.

- Да мы так сексом занимаемся, - говорит Леня, - что любо-дорого посмотреть!
* * *

Светлову не дали разрешения поехать во Францию.

- Ладно, ничего, - сказал он, - зато я купил себе ботинки.

Яша наклонился под стол, посмотрел.

- Михаил Аркадьевич, - говорит, - наверное, в них очень удобно ходить.

- Мальчик мой, - он ответил, - а если бы вы знали, как в них удобно спать!
* * *

Туркменский скульптор Туркман предложил мне позировать ему.

- Я хочу слепить ваш бюст, - сказал он.

И поспешно добавил:

- Бюст - это значит голова.
* * *

Валерий Воскобойников рассказывал, как директор издательства «Детская литература» пытался притормозить «Недопеска Наполеона Третьего»:

- Больно вольнолюбивый у вас герой, - недовольно говорил директор, - и все какие-то намеки, намеки…

- Да я и сам такой, - сказал Коваль, - какие ж тут намеки?..

- А почему же вы не едете в Израиль?

- Да потому что я не еврей.

- Как так?

- А вот так.

- …Ну, в общем, из-за нехватки бумаги, - вздохнул директор, - мы вас переносим на март будущего года.
* * *

Поэт Алена Басилова:

- Когда Овсей Дриз доживал свои последние дни на этой Земле, он предупредил: я вас рассмешу, не плачьте. В день похорон через все кладбище на тележке привезли его гроб к могиле, открываем - а это не Овсей, имевший, как известно, внешность пророка Мафусаила, а какой-то ужасный амбал с квадратным подбородком. Мы кинулись обратно, в морг, опять через все кладбище, и дальше - к провожатым этого усопшего. А те даже не заглянули в гроб, и нашего Овсея уже почти захоронили!.. Действительно, такой хохот потом стоял!..
* * *

Коля Шаров - орнитолог. Я написала о нем колонку в газете «Московская правда» и назвала ее «Птицы в городе». Случилось так, что Николаю пришлось забежать в общественный туалет.

- И представляешь? - он взволнованно говорил. - На гвозде болтается лишь один клок газеты с твоей статьей - про меня. Я просто не знал - на что решиться!..
* * *

Прихожу домой за полночь с вечеринки.

- И как на это прореагировал твой обманутый муж? - спрашивает папа.

На что мать моя Люся кричит из своей комнаты:

- Да наши обманутые мужья живут лучше, чем у других - не обманутые!..
* * *

Встретилась с Юрием Ковалем, ему, бедолаге, в сельмаге города Мезень по недоразумению выбили зуб в очереди за вином. Я сразу вспомнила первую фразу его «Самой легкой лодки в мире»: «С детства я мечтал иметь тельняшку и зуб золотой».

- Тельняшка у вас есть, - говорю, - и золотой зуб уже не за горами.

- Да, - вздохнул он. - Правильно Цветаева сказала: «Стихи всегда сбываются».
* * *

Владимир Тарасов с кем-то выступал в Якутии - там и зэки были, и коренное население. Саксофонист напился. А в юрте сидел якут с трубкой - и в меховых юбках. Володин товарищ подумал, что это женщина, стал приставать - а тот ему говорит:

- Я сама.

Он опять к нему лезет.

- Я сама!

Потом отложил трубку, как даст ему в глаз.

Оказывается, «Я сама» - значит «Я мужчина».
* * *

Юрий Кушак встречает директора бывшего Дома детской книги Ольгу Корф.

- А что там сейчас вместо Дома детской книги, Оля? - он спрашивает.

- «Сити-банк», - с отвращением отвечает Ольга.

- Так тебе надо было остаться и стать директором «Сити-банка»!..
* * *

- А вы чем занимаетесь? - спросила «коммуникабельная» старушка Юрия Борисовича Рюрикова.

Он ответил:

- Амурологией.
* * *

Мальчик входит в троллейбус, окидывает пассажиров гневным взаром и громко произносит:

- Ну и ну! Старики уселись, а маленькие - стоят!
* * *

Искусствовед Виталий Пацюков так интересно обо всем рассказывает, я говорю:

- Вам надо все это написать!

А он:

- Понимаете, я больше думаю, чем пишу. Вот вы молодец…

- …больше пишете, чем думаете! - сказал Тишков.
* * *

Приезжаю в Дом творчества - а там уже мои хорошие знакомые поэты и прозаики Надежда Мирошниченко, Тамара Ломбина, Владимир Блинов… Я прихожу, они сидят за столом, я всех обняла, расцеловала, мы ужинаем, Надя меня спрашивает:

- А твой муж - из Екатеринбурга?

- Что ты, - говорю я. - Он даже из еще большей глуши.

Все онемели.

- Ну, то есть из просто глуши, - я поправилась.

А все сидят - абсолютно все - кто из Екатеринбурга, кто из Сыктывкара…
* * *

Меня пригласили выступить перед детьми сибирского города Нефтеюганска. Сказали, что площадкой будет небольшой Дом культуры, который у них оказался вроде нашего Большого театра. С гитарой на плече и парой детских книжек под мышкой стояла я на улице и смотрела, как по морозу стекаются туда все дети города - от шести месяцев до шестнадцати лет. Такой грандиозной разнокалиберной аудитории у меня не было нигде и никогда.

Я вышла на сцену - передо мной бушевало море детей.

Что было дальше, не помню. Стоял ли в зале гвалт, скакали они по креслам или ходили на головах, катилось ли все кувырком или через пень-колоду, - я знала одно: мне нужно продержаться на сцене час, как было означено в договоре.

Вся взмокшая, с гитарой, дудкой, барабаном, перьями заморских птиц и челюстью древнего осла, ровно через час я покинула сцену.

Толпы детей спускались в гардероб, потребовалось немалое время, чтобы это исполинское помещение опустело. Меня провели в туалет.

Я вошла в кабину, взгромоздилась на унитаз, подняла голову и увидела на двери - жирным черным фломастером печатными буквами:

«Марина Москвина -…»

Я зажмурилась. Потом взяла себя в руки и открыла глаза:

«… - классная баба!»

Из туалета нефтеюганского Дома культуры я вышла с непоколебимым ощущением: жизнь - удалась.

//

чужое, прекрасное, Марина Москвина

Previous post Next post
Up