Сразу надо сказать, что это случилось не сейчас, а десять лет назад. Но всё по-порядку...
С некоторых пор мы живём в небольшом американском городке под названием Ювинг (Ewing Township, NJ), социальный состав которого можно определить как
lower middle class. Упрощённо говоря, наши соседи -- это представители двух социальных групп: "синие вортнички" не самого низкого пошиба; чаще всего основные работники собственных малых бизнесов, и "беловоротничковые пролетарии": менеджеры среднего звена и вообще, наёмные работники на должностях, которые требуют чуточку более высокого образования, чем средняя школа. Географически (и социально тоже) наш городок является своеобразной прокладкой, буфером между совсем бедным и довольно-таки криминальным районом столицы штата и процветающими городками, где обитает
upper middle class.
Начинался наш городок как деревня, точнее, как несколько деревень, расположенных рядом друг с другом, и дело было давно, еще до американской революции. После обретения Штатами независимости неподелёку была устроена столица штата Нью-Джерси, город Трентон, который формально эти деревни "проглотил", хотя они этого не особенно заметили. А в середине 19-го века этот не очень внятный населёный пункт получил отдельную юрисдикцию и собственное название -- дабы увековечить имя недавно почившего уважаемого штатного судьи.
До 30-х годов 20-го века Ювинг представлял собой классический "спальный район": люди здесь жили, а работать ездили в Трентон, благо было на чём: до всеобщей автомобилизации здесь были проложены рельсы и ходил трамвай и даже поезд, на которой из Трентона можно было приехать в Принстон и обратно (кое-какие из этих железнодорожных путей лежат ещё и сейчас, но за два года жизни здесь я ни разу не видела, чтобы по ним ездило хоть что-то).
А в 1938 в Ювинг пришла индустриализация в лице завода "Дженерал моторс", построенного на границе с Трентоном. Завод стал изготавливать модерновую на тот час автомобильную "мелочёвку": хромированные дверные ручки и бамперы, устройства для регулировки высоты сидений, механизмы для открывания и закрывания окон и прочее в том же роде, и его продукция тогда была уникальной. В любой машине производства "Дженерал моторс", выпущенной до 1980-х годов, найдётся деталь, сделанная на заводе в Ювинге. Город быстро разросся: если в 1920 году в нём насчитывалось всего три тысяч жителей, то к концу шестидесятых их число перевалило ухе за тридцать тысяч (сейчас нас тут живёт всего около 36 тысяч).
Такая историческая деталь. Не успел ювингский завод развернуться на полную мощность, как началась Вторая мировая война. "Джеренал моторс" снимает все станки и прячет на склад, а на освободившееся место ставит оборудование для производства
бомабрдироващиков собственной разработки. Рабочих не стали заменять на других, а переучили, на авиазаводе похожего профиля в соседнем штате. Военному авиапроизводству в нашем городе очень способствовал расположенный тут же
аэродром "местного значения" (после войны он постепенно захирел, и сейчас практически не работает...). Когда война закончилась, автомобильные станки поставили на место, и завод немедленно стал, что называется, сердцем города. В каждой ювингской семье был кто-то, кто либо работал на нём, либо как-то был причастен к нему (например, водил автобусы, возившие рабочих на смену). И так продолжалось ровно полвека, пока в 1998 году завод не закрылся -- раз и навсегда...
Впрочем, процесс сворачивания производства и сокращения штата начался гораздо раньше. Первый удар заводской идилии нанесли промышленные роботы, которых стали внедрять в производство в 1961 году. Но даже несмотря на автоматизацию, ювингский завод терял и уникальность и рентабельность, так что к началу 80-х "Джеренал моторс" стала всерьёз планировать его закрытие. Местные газеты писали о грядущей экономической катастрофе: "Вместе с "Дженерал моторс" уйдет в небытие весь регион...". Но вот, прошло уже 10 лет после ухода автогиганта, а городок ещё живёт и вполне себе процветает.
Постепенность процесса наверняка помогла людям приспособиться, "перепрофилироваться", а то и переучиться, и в результате найти другие способы заработка. Надо сказать, что "Дженерал моторс" организовала и профинансировала специальную переходную программу. В её рамках часть бывших рабочих получала небольшую зарплату в течение двух лет после закрытия завода, в обмен на участие в общественных работах на пользу города. Другой части помогли перевестись на другие заводы компании в других штатах.
В городке и неподелку от него до сих пор есть кое-какие промышленные предприятия, но они не делают погоды: по результатам переписи 2000 года, всего 7 процентов ювнгского населения работает в производственом секторе. А как вы думаете, какой сектор преобладает среди работоделей? Образовательный! Кроме нескольких местных школ, в самом Ювинге расположен
College of New Jersey, а чуть подальше
Rider University,
Princeton University и
Mercer County Community College. А ещё у нас есть большая специализированная
школа для глухих детей, где учатся дети не только Нью-Джерси, но и из других штатов. Как бы то ни было, но на сегодняший день в образовательном секторе занято около четверти трудоспособного населения Ювинга.
К десятилетию закрытия завода в ювингской местной газете были опубликованы несколько личных историй бывших рабочих. Каждый из них с ностальгией вспоминают былые времена, но отмечает, что работа сама по себе была не очень приятной: грязной, шумной, однообразной... Бесспорно хорошим было чувство товарищества -- большинство рабочих жили в одном районе и могли вместе добираться на работу и с работы, вместе заходить в бар после смены и даже устраивать совместные семейные пикники по выходным. У одного из экс-заводчан сейчас своя маленькая ремонтно-строительная "фирмочка" (со специализацией по облицовке плиткой), а другой немного поработал на нескольких небольших промышленных предприятих в округе, пока не вышел на пенсию. С этим "другим" интересно то, что начал он свою рабочую карьеру сразу после войны. У него не было никакого образования, кроме школьного, но рабочая заплата давала ему возможность содержать семью (неработавшую вне дома жену и двоих сыновей).
Но самое интересное вот что. Безработица в наших краях, так же, как и везде в Штатах, меняется циклически, и на сегодняшний день самые высокие её показатели (7,2%) приходятся на рецессию 1992 года, когда завод ещё работал вовсю... Короче говоря, не автозаводом единым живы (некоторые) американские городки...