Тут давеча френд
вопрос задал, что читать десятилетней дочке, и ему много чего поотвечали. Дежурный, в общем, набор. Много и впрямь хорошего, а есть и просто привычное: от тошнотворно-советского до классического палп-фикшн.
А вот итог - что френд решил таки дочке на читалку залить:
Детский набор Сразу скажу, что нету у меня в планах возражать или критиковать выбор френда. Каждый родитель своему чаду хозяин и воспитатель, и это не обсуждается. Мне этот наглядный пример важен именно своей наглядностью. Ну, чистый же эксперимент и сам в руки приплыл. Остальное на заявленную тему под катом.
Во-первых, что бросается в глаза (не может не бросаться!) -- неимоверный перекос в сторону мальчиков и мужчин в качестве и авторов, и героев. Просто подавляющее большинство. И это ж таки наша русскоязычная реальность, увы.
Я ведь тоже была многочитающей девочкой, и не сразу, но в конце концов заметила дефицит книжек "про меня". Девочек-героинь в книжках моего времени было крайне мало, а те, что были, со мной не резонировали. Мне скорей хотелось быть на месте незадачливых героев-мальчишек, чем их назидательных сестёр. Первой и по сути единственной приемлемой книжкой про героиню-девочку была серия "Волшебник изумрудного города". При этом я не могу сказать, что Элли была похожа на меня -- скорей нет, чем да, но по крайней мере с ней я могла бы дружить и участвовать в совместных приключениях.
Потом подружка дала почитать "Динку" Осеевой. Вот это было откровение! Оказывается, и у несказочных девочек может быть свободная жизнь, богатая самостоятельными открытиями и даже кой-какими приключениями и тайнами. Прямо как не советская, а переводная книжка. Я честно говоря, до самого последнего времени не отдавала себе отчёт, что написала её та же самая Осеева, которая родила Васька Трубачёва со товарищи. (И к слову -- позволю себе прямой наезд -- была поражена выбором папы в пользу Васька наряду с полным игнорированием Динки. Почему??? Я понимаю ещё для мальчика, но ведь девочке же!...)
К сожалению, мимо меня почему-то прошла книжка Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль". Во взрослом состоянии я выяснила, что "мои люди" (по склонностям, литературным вкусам, системе ценностей и т.д. и т.п.) относятся к ней как к культовой, а мне в своё время пришлось довольствоваться "Кондуитом и швамбранией", "Республикой Шкид", и "Белеет парус одинокий". Хорошие книжки, но ведь про мальчишек! А адекватная (и даже, говорят, превосходящая) про девочку хоть и была, да мне вовремя не досталась. (Обещала, что не буду, но придётся опять наехать: "Дорога" тоже почему-то не была включена в подарочный папин список. Да шо ж такое? И так книжек про девочек мало, а тут ещё вычёркивают самые лучшие! Ну, и чтобы совсем уже закрыть тему жалоб на вычеркнутое из предложенного: "чернильная" серия "самой влиятельной немки в мире" Корнелии Функе. Это и фантэзи, и девочка-героиня, и папа-герой! Нет, ну, правда, что может быть лучше в качестве подарка от папы?)
(Кстати, с этим папой мы в своё время разговаривли по поводу женщин-писательниц: его пойнт был, что их настолько мало, что и выбирать не из кого. Помните, Док? Вот, что я имею в виду:
ни одной хорошей русской писательницы сходу не припомнил. Пять лет прошло... Жалко, что теперь и дочка точно так же "программируется". Вот, ёлки, опять наезжаю. Всё, больше не буду, теперь уже точно.)
Короче. Почитала я эти наши списки (вот тут ссылка ещё на один, более "официальный":
Детская литература на Флибусте, плюс два поста в феминистках:
Чтиво для дочки и
Девочки, которые удивили мир), и решила проверить, а как с этим делом обстоит в англоязычном мире, в котором у меня теперь внуки растут. Сделала поиск по ключевым словам "books for girls 10 years old" и высыпалась куча сайтов со списками по жанрам и интересам. Я быстренько скопировала урожай с первой страницы и отсортировала, чтобы убрать повторяющиеся. В сухом остатке получилось 217 книжек. (Это ещё что: список лучших книжек для более старших девочек подростков насчитывает 950 наименований!) Тут и сказки, и научпоп, и приключения, и "жизненные" истории... Пересечения с нашим списком минимальны. Главным образом классика ("Серебряные коньки", "Маленькие женщины", Толкиен с Льюисом) плюс конечно Роулинг да та же Функе.
И ура-ура! В большинстве случае героини -- девочки, и очень разные девочки. Хотя мальчики тоже есть. Среди авторов женщины перевешивают, но мужчины, пишущие для и про девочек, тоже не редкость. Некоторые авторы повторяются дважды и больше -- и в одном списке разными книжками, и в разных списках -- как обязательный номер программы. Всего тридцать два таких имени. Завидую внучкам...
Приведу в качестве примера только одну --
Джуди Блум. Русскоязычной статьи в википедии про неё ещё нету, но по-русски её уже издают. В Озоне я нашла две книжки:
Питер обыкновенной, или Младших братьев не выбирают и
Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет. Про Питера ничего не знаю пока, хотя судя по названию, дочке френда может быть полезно (у неё как раз младший брат не так давно появился), а вот про вторую наслышана-начитана и всячески рекомендую. Хотя может, для десятилетки и рано, но вот в 11-12 -- самое то.
Вот, что написал про неё литературный обозреватель Тайм Лев Гроссман, включивший эту книжку в число ста наиболее влиятельных книг 20-го века:
В 1970 году можно было услышать коллективный вздох облегчения, когда Блум опубликовала эту революционную, разрушающую табу повесть для подростков: наконец, появилась книга, которая открыто говорит о сексе, не скатываясь ни в ханжество, ни в похотливость, и о религии, не скатываясь ни в брань, ни в снисходительность. За несколько месяцев до своего 12-летия Маргарет Саймон оказывается в новой школе, в новом городе и задает Богу кое-какие серьёзные вопросы. Например, когда у неё начнутся первые месячные? Какой лифчик ей лучше подходит? И если её мама еврейка, а папа христианин, то что ей делать: записаться в Союз христианской молодёжи или в Еврейский коммьюнити центр? Блум превратила миллионы подростков в читателей. Ей удалось это с помощью вопросов, на которые она не даёт простых и банальных ответов.
Отсюда:
All Time 100 Novels/.
Пока искала, как у нас обстоят дела с книжками Джуди Блум, обнаружила очередной ляп русскоязычной википедии, который я уже поправила (и заодно дополнила статью). Раньше в вики-статье про книжку
Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет было написано, что (цитирую старую версию) "Американской библиотечной ассоциацией из-за описания интимных подробностей жизни девочек эта книга была включена в сотню нежелательных книг (то есть книг, подлежащих изъятию из библиотек)."
Это пример ситуации, когда человек понял, что произошло убийство, а вот детали -- то ли Билла убили, то ли Билл убил -- уже не просёк. Да, есть такой список:
100 most frequently challenged books: 1990-1999, где эта книжка занимает почётное 60-е место (зато, кроме неё, там есть ещё четыре книжки Джуди Блум!). И ещё один, более свежий список:
Top 100 Banned/Challenged Books: 2000-2009. В нём "Это я, Маргарет" скатилась до предпоследнего, 99-е места, а первое место заняла серия про Гарри Поттера.
Но Ассоциация включила книжку про Маргарет в этот список вовсе не потому, что в ней есть интимные подробности про девочек, а по совершенно противоположной причине: потому, что есть другие люди, не относящиеся к ассоциации, которые хотели и хотят ограничить доступ к этой книге, вплоть до запрета (может и из-за интимных подробностей, с них станется). А вот ассоциация как раз с такими вещами борется, прежде всего тем, что отслеживает такие факты и привлекает к ним внимание, в частности, печатая эти списки.
Точнее так. Ассоциация признаёт, что у родителей есть право ограничивать доступ своим детям к каким-то текстам, но распространять такой запрет на чужих детей они права не имеют. Причина простая: первая поправка к Конституции. При этом в каждом коммьюнити могут быть свои правила, согласно которым члены этой коммьюнити могут добиваться цензуры, в частности, запрещать или ограничивать какие-то книги. У себя -- не вообще.
Интересно, кто именно инициирует чаще всего такие запреты. Вот график:
Как видим, на первом месте, причём, с большим отрывом, родители. Непонятные "патроны", занимающие второе место -- это посетители библиотек, озабоченные посторонние, так сказать. Много разного рода чиновников. А вот церковники среди инициаторов хоть и есть, но их не так уж и много, как можно было бы предположить -- меньше, чем учителей. И что показательно -- ни одного библиотекаря!
А если вернуться к "интимным подробностям", то подозреваю, что автор старого текста в вики, который я поправила, отсебятину написал. Там ещё у него в начале фраза была, что книжка эта дескать рассчитана исключительно на девочек, что просто неверно, не говоря о том, что несправедливо: про мальчиков и их "интимные подробности" все читают и не жалуются, почему же про девочек зась?