А между тем Кэтрин Бигелоу, о предыдущих достижениях которой я рассказывала три года назад (
Про Кэтрин Бигелоу), опять стала реальным кандидатом на Оскара -- со своим новым фильмом
Zero Dark Thirty, который у нас уже успели перевести как
Цель номер один (неточно, но по сути близко).
Газета "Лос-Анжелес таймс" прочит фильму, как минимум, восемь оскаровских номинаций:
Oscar 8-Ball: Kathryn Bigelow's 'Zero Dark Thirty'. Нью-Йорк таймс туда же (
And the Nominees Should Be...): все три её дежурных кинокритика включили работу Кэтрин в свою личную оскаровскую пятёрку в номинациях за лучшую режиссуру и лучшую картину (столь дружной поддержки удостоился только ещё один фильм --
Amour).
Что особенно интересно про "Цель номер один"? Главная героиня в нём -- женщина. И это не фантазия, а чистая правда: у героини есть реальный прототип -- цэрэушница, которая годами вылавливала, и в конце концов таки выловила Бен-Ладена. Вот она в облике актрисы Джессики Честейн:
Фильм ещё толком не вышел (его пока что только в отдельных кинотетрах крутят с декабря), а с ним уже связан большой скандал -- потому что в нём есть эпизод, в котором цэрэушники пытают пойманных террористов.
По этому поводу три сенатора, включая того самого Маккейна, который четыре года назад соревновался с Обамой за президентство, накатали возмущённую телегу, а Наоми Вульф сравнила Кэтрин Бигелоу с Лени Рифеншталь и обвинила её в пропаганде пыток (
A letter to Kathryn Bigelow on Zero Dark Thirty's apology for torture).
Кэтрин, ясный пень, отбивается: говорит, что цэрэушники сами ей об этом рассказали, так что она тут только мессенджер -- показала, как дело было. Лично она конечно против пыток, и не хотела бы, чтобы их применяли, но главный её мотив, как режиссёра -- это честность, и из песни слов не выкинешь.
Ещё примечательно, что в новом фильме Кэтрин продолжила сотрудничество с Марком Боалом, которого она взяла в сценаристы "Повелителя Бури" после того, как прочитала его иракский репортаж (фактически, первый их фильм -- это экранизация истории, которую он видел и описал).
На этот раз личный опыт Марка по идее был не очень нужен, но видимо, у них хорошо получается вместе работать. А ещё ходят сплетни, что между ними параллельно ещё и роман затеялся. К слову, Кэтрин сейчас 61 год, а Марку - 39. Было бы наоборот, к их возможной связи отнеслись бы со спокойным одобрением, а вот при таком раскладе без пересудов не обойдёшься. Как бы то ни было, но про свои личные отношения они помалкивают. И вообще, как пишет Нью-Йорк таймс, Кэтрин
такая же загадочная, как и её картина.
Кроме Марка, которого она очень хвалит (а он хвалит её), Кэтрин выделяет звукорежиссёра, который, в частности, очень здорово воспроизвёл полёт вертолёта (оказывается, он нанял чувака в Пакистане, который записал живой звук на настоящем местном базаре). А ещё монтажёра, перелопатившего миллион метров в плёнки. И оператора, который снимал ночные кадры именно ночью, а не затемнял дневные съемки, как обычно делают. Короче, у неё получилась сплошная "тим-ворк". Конечно, это очень красиво и правильно -- хвалить свою команду, но понятно, что без неё лично, её решений и её риска ничего бы не было.
Вообще у Кэтрин с Марком не было плана концентрироваться на военной тематике. После "Повелителя Бури" они затеяли фильм про наркоторговцев, а потом, когда этот проект не пошёл (не по их вине), решили снять кино про то, как ловят и не могут поймать Бин-Ладена. И тут его как раз поймали. Так что пришлось очень быстро менять сценарий. И вот тогда уже понадобились журналистско-расследовательские навыки Марка.
А дальше идут фотки главной героини, уж очень она мне на них нравится.