Про (полу)распад научных знаний

Oct 01, 2012 12:26

Человеческие хромосомы обнаружили в 1912 году. При их подсчёте ошиблись (техника была ещё не очень), и аж до 1956 года везде, включая учебники, было написано, что у людей 48 хромосом. Другими словами, 36 лет в учебниках писали неправду (сейчас, если учёные опять не ошиблись, консенсус такой, что у людей 23 пары хромосом, т.е. в сумме 46).

Получается, что три поколения школьников учились по учебникам, в которых была неправда. В результате большинство выучившихся, конечно, забыли эти знания вообще, но если нет, то скорей всего так и прожили жизнь, будучи уверенным в том, что не является истиной. Так уж мы, люди устроены. Что написано пером у нас в голове, особенно в школе, не вырубишь топором новой информации, как бы она ни была доступна.

Пример с хромосомами -- только один из тьмы и тьмы. Есть такие бездельники исследователи, которые занимаются проверкой, сколько научных статей оказались ложными, и за какой период времени это произошло. Они даже график построили:



По вертикали тут процент истиности, а по горизонтали -- число годов со времени публикации. Как видим, период полураспада научности составляет 45 лет. Понятно, что эти цифры сильно зависят от научной области и выборки журналов. Но сам процесс общий для всех наук.

Показатель утраты истинности можно мерять и по-другому. Например, с помощью числа цитирований научных публикаций. Другие бездельники исследователи сравнили разные науки по этому параметру, и вяснилось, что при таком способе измерений самый долгий период полураспада у физики (13,7 лет). Потом идёт экономика (9,4 лет), затем математика (хотя казалось бы -- чему там "портиться"?), психология и история.

Подробности на эту тему можно найти здесь: The Half-Life of Facts. А ещё этот же автор (Samuel Arbesman) написал статью на эту тему для New Scientist.

наука, история, ссылки, люди

Previous post Next post
Up