Про триумф пожилых актрис

Feb 27, 2011 20:09

Вчера посмотрела я кино, вот это: Conversations with Other Women. "Разговоры с другой женщиной", если дословно перевести. Должна признать, что это редкий случай, когда фильм "про любоффф" было приятно и интересно смотреть почти от начала до конца, даже (прям не верится) во время постельной сцены, которые я обычно пропускаю, как ужасно глупые и скучные (не, ну а как можно тепреть эти ужимки и прыжки в лифчике, эти натянутые до плечей покрывала-одеяла, этот неправдоподобно медленный -- для красоты -- ритм?... тьху! :)).

В фильме есть трюк -- там (почти) всё время показывают два экрана. Поначалу это воспринимается, как раздражающая помеха. Потом привыкаешь и в общем даже находишь в этом некий шарм. Да, именно в таком фильме это вполне уместно, а значит, не пустой выпендрёж -- ведь кроме двух главных персонажей, мужчины и женщины, в нём никто не важен (хотя крохотный эпизод с видеооператором таки забавный, да и остальные редкие и крохотные эпизоды, где действуют другие люди, тоже).

Про сюжет рассказывать не буду, потому что во-первых, это не важно, а во-вторых, это такой фильм, в котором зрители знают меньше, чем герои (обычно бывает наоборот), поэтому для пущего удовольствия сюжет лучше не знать совсем, по крайней мере, когда смотришь первый раз.

Тем не менее один элемент сюжета сообщу -- потому что он важен для идеи поста. На всякий случай под катом. Там же и главную мысль продолжу, потому что она плавно вытекает из этого самого элемента сюжета, и вообще там много букв и даже цифры есть.

Так вот, главные герои, мужчина и женщина -- люди примерно одного возраста, и это возраст отнюдь не юный. Они его там называют прямо -- 38 лет плюс-минус год-два. У героя между тем есть молодая (22-х лет) подруга. И он про неё говорит, что она найдёт себе другого -- своего возраста, а сам он желает иметь отношения с немолодой женщиной-ровесницей.

И это, должна я сказать, громадный прорыв по сравнению с тем, как оно было каких-то полвека назад. Когда такая ситуация была невозможна абсолютно, разве что как фарс. А вот обратная -- встреча и страсть между пожилым мужчиной и молодой девушкой -- была нормой.

Тут надо заметить, что я сейчас не о праводоподобии и жизненности говорю, а исключительно о поп-культуре, о кино. И кино не только про любофф, а про разное.

Взять только прошедший год, за который сегодня Оскара будут давать. В 2010 году была выпущено куча фильмов, главными (или хотя бы около-главными) героинями которых являются "женщины в возрасте". И это даже не "под сорок", как в фильме, с которого я начала, а хорошо за сорок и выше. Вот неполный список -- зато со звёздами:

"Дети в порядке": Аннет Бенинг (52 года, претендентка на Оскар) и Джулиана Мур (50 лет); "Кроличья нора": Николь Кидман (43 года; тоже претендентка на Оскар); "Ешь, молись, люби": Джулия Робертс (43 года); "Секретариат": Дайан Лейн (46 лет), "Честная игра": Наоми Уоттс (43 года); "Фрэнки и Элис": Хэлли Берри (44 года); "Хроники Нарнии": Тильда Свенсон (50 лет); "Легенды ночных стражей": Хелен Миррен (65 лет), "Another Year": Лесли Менвилл (54 года). И наконец, актриса, игравшая в фильме, с которого я начала пост -- Хелен Бонэм Картер (44 года), в этом году она претендует на Оскар за роль в фильме "Король говорит". И это неполный список только за один год!

Согласно статистике, которую считает Гильдия киноактёров США, в 2003 году доля актрис в возрасте старше 40 лет составляла 11% от общего числа женских ролей в кино. В 2009 году этот показатель вырос до 28%. Он ещё отстаёт от аналогичного показателя для актёров-мужчин: 42%, но рост более чем в два раза всё равно впечатляет.

Почему так и почему сейчас? Если одной фразой -- потому что пришло время женщин :) Если развернуть, то наверное так.

Во-первых и в-главных, современное общество созрело до желания видеть сорока-, пятидесяти- и даже старше женщин привлекательными, энергичными и хозяйками своих судеб. Людям стало интересно, как они выглядят, как и чем живут. Особенно, если они успешны и живут неплохо. Их уже не воспринимают исключительно, как ведьм и интриганок, зажимающих молодых и невинных.

Во-вторых, разросся класс актрис-продюсеров, которые финансируют фильмы, интересные и полезные им. Нередко они и снимаются в них сами. Ещё в 90-х годах прошлого века таких было раз два да обчёлся: ну, Деми Мур, ну Джоди Фостер... Кто ещё? А сейчас в какую звезду ни ткни, она либо продюсирует, либо вообще свою студию держит. Да что далеко ходить: те же Кидман, Свенсон и Берри выступили продюсерами в фильмах, которых я перечислила выше.

В-третьих, сформировался и укрепился значительный сегмент зрительниц-женщин в возрасте "за..." с деньгами и интересом смотреть то, что интересно им самим, а не (только) их мужьям и бой-френдам, которые, вне зависимости от своего календарного возраста, остаются в душе 14-летними подростками. А с другой стороны, в отличие от зрелых женщин, до сих пор предпочитающих романтику "выхода в свет" хотя бы в форме "ужин в ресторане и кино", молодых мужчин, на которых прежде в основном и держался Голливуд, легче и быстрее отвлечь от похода в кинотеатр какой-нибудь новой версией видео-игры или чатом в социальных сетях. Американская ассоциация кинокомпаний уже посчитала, что на женщин сейчас приходится 55% покупателей билетов в кино. И тут ещё надо учесть, что в случае гетеросексуальных пар, оба билета чаще купит мужчина, так что реально зрительниц ещё больше.

И вот вам первые результаты в материальном исчислении.

Фильм "Невидимая сторона", за главную роль в которой Сандра Буллок получила Оскара в прошлом году (в возрасте 45 лет), стал первым фильмом с женщиной в главной роли, собравшим 200 миллионов долларов прибыли. Отдельная песня -- Мерил Стрип. Начиная с 2006 года, т.е. после своего 57-летия, она снялась в главных ролях (пока что) четырёх блокбастеров: "Дьявол носит Prada", "Мамма Миа!", "Джули и Джулия" и "Простые сложности", которые в общей сложности собрали почти что 500 миллионов долларов в Штатах и более 800 миллионов в остальном мире. И что ещё интересно: "Мамме Миа!" побила по деньгам фильм про Джеймса Бонда ("Квантум милосердия"), сделанный в том же самом, 2008 году. На сто миллионов побила. При том, что бюджеты их отличались на порядок (понятно, в чью сторону).

В этом смысле очень интересно получилось с фильмом "Дети в порядке". Режиссёр Лиза Холоденко (ага, тоже новая тенденция -- всё больше женщин-режиссёров, хотя от актрис они ещё отстают) давно вынашивала этот фильм и с самого начала планировала, что в нём должны быть героини в возрасте за сорок. Ей не давали денег, а если давали, то требовали переписать историю для двадцатилетних с чем-то. Она не сдавалась, и вот, наконец получилось, причём обе главные актрисы оказались в возрасте за 50. Надо ещё учесть, что Холоденко принципиально хотела снимать только тех, которые вошли в свой возраст естественно, без пластических операций и ботокса.

Отдельного разговора заслуживает и самая взрослая из приведенного выше списка: Хелен Миррен. Она начинала в 60-х, вполне традиционно, с ролей, в которых ей чаще приходилось светить голыми телесами, нежели выражать эмоции и строить характер. Она и тогда не была плохой актрисой, но при этом вполне заменяемой -- не одно, так другое хорошенькое личико плюс тело (причём, тело важнее). Настоящая слава и признание пришли к ней после съёмок в главной роли британского полицейского телесериала "Главный подозреваемый" (Prime Suspect), который снимался в течение 15 лет, с 1991 по 2006 год. За каждую из серий (кажется, кроме самой первой) она получила "Эмми" -- высшую американскую телевизионную награду. В промежутках получила четыре номинации на Оскара за роли в кинофильмах: "Королева" (2006 год), "Последяя станция" (2009), "Безумие короля Георга" (1994 год) и "Госфорд-парк" (2001). Я недавно посмотрела все серии "Главного подозреваемого" и надеюсь когда-нибудь про него написать отдельно -- заслуживает того.

В декабре прошлого года журнал (и ассоциация) The_Hollywood_Reporter наградил Хелен Миррен премией за лидерство имени Шерри Лэнсинг (первая женщина, возглавившая киностудию в Голливуде). Перед вручением премию Халли Берри толкнула проникновенную речь, сказав, что Хелен Миррен в одиночку победила эйджизм. Вот тут можно её речь посмотреть-послушать: Halle Berry Thinks Helen Mirren Has Beaten Ageism. Ну, насчёт "в одиночку", она конечно несколько погорячилась, но заслуга Миррен таки огромна. Не знаю, как кому, но на меня эта актриса действует гипнотически. Так бы и смотрела на неё -- как она думает, двигается, говорит, ругается, пьёт, ест, улыбается... Волшебница! И все её морщинки ей только добавляют значительности и человечности.

И тут уместно вспомнить другую выдающуюся киноактрису -- Бетт Дэвис. Точнее, один факт её биографии. В 1962 году, в тот самый год, когда она была номинирована на Оскара за роль в страшненькой женской драме (да-да, это тот самый случай, когда женщины в возрасте изображались в виде злобных ведьм, одна другой злобнее), Бетт Дэвис дала личное объявление в журнале Variety, конкуренте "Голливудского репортёра". Текст его гласил: "Тридцать лет работы профессиональной актрисой в кино. В хорошей форме и с хорошими манерами вопреки сплетням. Желает получить постоянную работу в Голливуде (Бродвей тоже подойдёт)". И это не была шутка. В эти совсем недалёкие времена актрис в возрасте "за 39" списывали в тираж, рассчитывать они могли разве что на отдельные характерные роли в эпизодах (всё тех же ведьм). Но вот ведь как -- меняется жизнь, меняется и искусство... Я ж говорю, что пришло (ну, хорошо, приходит) время женщин...

феминизм, поп-культура, кино, эйджизм, выдающиеся женщины

Previous post Next post
Up