Я не знала, кто такой Питер Гоулэнд (
Peter Gowland), пока он не умер в марте нынешнего года в возрасте 93 лет, о чём сообщила Нью-Йорк таймс:
Peter Gowland, a Photographer Whose Women Graced 1,000 Walls, Dies at 93. Заголовок самообъясняющий, дословно так: "Умер фотограф, чьи женщины украсили тысячу журнальных обложек" (речь идёт о его фографиях этих женщин, конечно).
Вообще говоря, сам жанр гламурных фотографий полуголых красавиц в соблазнительных позах для настенных календарей и обложек журналов типа Плэйбой (pin-up girls) меня не особенно привлекает. Если уж выбирать, на кого из полуголых людей глазеть, то мне лично мужчины интереснее. Но тут, во-первых, выяснилось, что сам фотограф в молодости был вполне подходящей моделью для жанра pin-up boys (если бы таковой существовал):
Но самое интересное -- это то, что его личный успех (да ещё в таком "мужском жанре") на самом деле является успехом семейной команды, точнее даже семейного предприятия, равноправным партнёром в котором выступала его жена, урождённая Элис Адамс, в замужестве Гоулэнд. Она была не просто помощницей и тенью творческого мужа, а генератором идей (прежде всего бизнесового плана), соавтором (писала тексты для их двадцати пяти совместных книг, сотен статей и десятка лекций) и даже, похоже, лидером в их паре -- по крайней мере, когда речь шла о деле. Не говоря уже о том, что Элис и Питер Гоулэнд прожили вместе 68 лет - со дня свадьбы в 1941 году до момента, когда смерть разлучила их в 2010-м. Это и само по себе редкость, а тут ещё такая работа мужа - с такими соблазнами :)
Пару слов о них до встречи. Питер Гоулэнд родился в семье киноактёров (папа был знаменитым в своё время, мама не очень). Родители развелись, когда Питеру было два года, и он остался жить с отцом. Его детство прошло буквально на съёмочной площадке. Ему, разумеется, тоже прочили актёрскую карьеру, которую он собственно и начал в возрасте полутра месяцев (а в более позднем возрасте снялся в эпизодической роли в фильме-легенде "Гражданин Кэйн"). Питеру однако интересней было то, что происходило по другую сторону камеры. И даже больше, чем кино, его интересовала фотография, в которой он довольно рано проявил талант. Судите сами -- вот снимок, сделанный им в 13 лет:
Кроме того, что Питер фотографировал на съёмочных площадках (сначала подпольно, пользуясь своим положением сына звезды, и пряча фотоаппарт в бумажный кулек для ланча, а потом и вполне легально -- он был чуть ли не первым, кому позволили это дело; не исключено, что по блату, а может и за талант), он ещё шлялся по калифонийским пляжам и делал снимки симпатичных девушек, и это у него тоже получалось удачно. Летом 1941 года один его приятель привёл к нему домой свою тогдашюю подружку, Элис Адамс -- чтобы заказать её фотографии для себя (знал бы он, чем дело кончится...).
Элис была на четыре года моложе Питера, её родители были совсем не актёрами, и на неё произвел большое впечатление и сам Питер, и его фотографии, и его "пляжный домик", который он перестроил своими руками (оборудовав, в частности, фото-лабораторию). Вообще, он был рукастый и сам разработал несколько фотокамер, самыми удачными из которых потом пользовались и ФБР-овцы, и такие мастера коммерческой фотографии, как Анни Лейбовиц. Вот здесь можно на его изобретения посмотреть:
A HISTORY OF GOWLAND CAMERAS После этого визита Элис бросила своего тогдашнего ухажёра и решила захомутать Питера. Как ни цинично это звучит, но в этом ей помогла война. Довольно скоро (7 декабря 1941) произошла историческая бомбёжка Пёрл-Харбора, и она тут же позвонила Питеру, чтобы поплакаться: два её брата служили на флоте. Слово за слово, они встретились, начались свидания, ухаживания... "Уже через две недели я затащил её в постель", -- через много лет хвастался Питер репортёрам, -- "Ага, сначала женившись на мне", -- добавляла Элис. Они бы может и не спешили бы с браком, но Питера тоже призвали в армию и отправили на фронт -- военным фотографом.
И вот тут начиначется самое интересное. Обнаружив многочисленные фотографии полуголых девиц в фото-архиве мужа, молодая жена не спалила их в припадке ревности, а стала продавать по 200 долларов за штуку (по тем временам весьма не хилая сумма).
Вообще, Элис очень серьёзно подошла к увлечению Питера, решив сделать из него не просто профессионального фотографа, способного прокормить семью своим творчеством, но настоящую звезду. Поскольку попытки нанять агента в Нью-Йорке не увенчались успехом, она сама стала рассылать его работы по разным изданиям. Она же стала писать статьи (за него и вместе с ним), предложила сделать фото-сессию их первой дочки для детского журнала и т.д.
После войны Гоулэндам пришлось начинать сначала, и им сильно помог государственный заём, который давали тогда демобилизовавшимся военнослужащим, на который они купили и оборудовали фото-студию. Самое сложное было -- найти клиентов. Элис стала ходить по богатым виллам и, представившись корреспонденткой Лос-Анжелес Таймс (что не соответствовало истине), предлагала хозяевам сделать статью об их доме с фотоиллюстрациями. В результате Гоулэнды опубликовали серию статей в таких журналах, как Modern Photography, Popular Photography, Rangefinder, Photo Techniques, Better Homes & Gardens, Pageant и других. А вскоре поступил первый заказ от "Плэйбоя".
Самой знаменитой моделью Гоулэнда была наверное именинница этой недели, актриса
Джейн Мэнсфилд. В те времена она была "начинающей", и, к слову, после съёмки прислала ему благодарственную открытку -- это было довольно нетипично и очень мило.
А вот съемка другой "начинающей", которая тоже стала потом супер-мега-звездой -- Рэкел Уэлч. К слову, критерий будущей популярности модели по Гоулэнду было число сторонних наблюдателей, собиравшихся поглазеть на съёмки. Вообще говоря, их не могло быть слишком много, поскольку он снимал, хоть и на пляже, но не в самых людных местах; и в этом плане у Уэлч вполне чемпионские показатели:
Джоан Коллинз он называл мечтой фотографа:
А вот кого из звёзд он так никогда и не снял -- так это Мэрилин Монро. Он об этом жалел...
В 1953-м году вышла книжка Гоулэнда "Как фотографировать женщин" (а в общей сложности они с женой сделали и издали 25 книг и фотоальбомов, включая бестселлер "Figure Photography"). С тех пор он стал считаться главным экспертом в этом деле, и они с Элис ездили с лекциями не только по Штатам, но и в других странах:
Гоулэнд снимал и мужчин, чаще всё-таки одетых.
Альфред Хичкок:
Генри Миллер:
Но больше всего мне нравятся их шуточные фотографии с женой. Я у себя приведу самые весёлые, а вот тут их много:
shooting ourselves А ещё Гоулэнд несколько раз по жизни пересекался с Рейганом. Сначала в юности, когда они оба подвизались в киноиндустрии. Потом были ещё всякие встречи, а под конец, когда Гоулэнд лежал в больнице с инфарктом, ему пришлось освобождать единственный номер-люкс (куда он в общем-то и не стремился), чтобы в его койку положили Рейгана, сломавашего бедро. По печальной иронии судьбы сам Гоулэнд умер от осложнений при операции как раз по поводу сломанного бедра... Впрочем, в 93 года от всего умереть можно... Вот тут они с женой персонифицируют Рональда и Нэнси:
В общем, хорошо человек жизнь прожил, со вкусом...