Вот тут у меня недавно были факты:
Про рождения вне брака. А теперь коротко перескажу то, как их комментируют некоторые специалисты. Вот тут первоисточник:
A New Trend in Motherhood.
Сильвия Хенрикез (Silvia Henriquez), начальница из National Latina Institute for Reproductive Health, считает, что цифры обманчивы и надо смотреть вглубь.
В частности, она обращает внимание на то, что часть латино- и афро-американок, которые рожают детей вне официального брака, на самом деле могут иметь постоянных партнёров, которые являются отцами их детей. Им бывает невыгодно оформлять брак, чтобы не потерять льготы, предоставляемые матерям-одиночкам (как прямо, так и косвенно - как «просто» бедным). А ещё они могут жить в «расширенных семьях» - вместе с родителями, бабушками, дедушками, тётями, дядями, взрослыми братьями-сёстрами и т.д. и т.п.
Стефани Кунтц (Stephanie Coontz), исследовательница, преподаватель в колледже и автор вниги по истории брака, подчёркивает, что современная семья перестала вписываться в одну модель. А раз так, то вместо того, чтоб исходить из одной «классической модели» семьи, надо учитывать реальность и изучать те модели, которые сложились.
Нет смысла сравнивать между собой только две категории семей - с одним родителем версус с двумя. Потому что внутри каждой из этих категорий есть масса вариантов, и разница между ними громадна.
Другими словами, есть другие факторы, которые влияют на благополучие детей сильнее, чем само по себе наличие или отсутствие одного из родителей.
В частности, дети образованных родителей подвержены вдвое меньшему риску пережить родительский развод, нежели дети необразованных и, как следствие, малообеспеченных родителей.
У детей, растущих в семьях, где есть полный набор родителей и высокий уровень конфликтности между ними, гораздо больше поведенческих проблем, чем у детей из стабильной семьи с одним родителем.
К слову, тут уместно заметить вот что. Есть очень распространённое мнение: даже если отношения между супругами испортились настолько, что они хотят расстаться, то лучше всё-таки сохранить брак - ради детей. Так вот, выясняется, что очень часто в тех случаях, когда охладевшие друг к другу родители расценивают свои отношения как низко-конфликтные (они терпят друг друга), их дети часто считают, что уровень конфликтности в семье высокий. Т.е. холодная война родителей воспринимается детьми как вполне горячая.
Если посмотреть отдельно на незамужних матерей, то тоже нет единого образа. Самый быстро растущий сегмент незамужних матерей - это женщины в возрасте 25 лет и старше. И их родительские практики сильно отличаются от тех, которые демонстрируют матери-подростки.
Ну, и очевидно, есть большая разница между такими сценариями одинокой беременности, как: 1) решила забеременеть в надежде привязать к себе бой-френда и не удалось; 2) залетела случайно; 3) планировала заранее и позаботилась о системе поддержки.
Она тоже напоминает, что есть немало одиноких матерей только на бумаге, которые на самом деле имеют партнёров, но не хотят оформлять свои отношения по самым разным причинам, включая проблемы во взаимоотношениях и наличия третьей или даже четвёртой стороны.
Если женщина родила вне брака, потом вышла замуж и развелась, то её дети подвергаются гораздо большему риску, чем если бы она не выходила замуж вообще.
Особенно большой риск испытывают дети женщин, материальное положение которых сильно падает после развода. И тут уместно вспомнить, что брак для женщины нередко оборачивает потерей карьеры и профессии, а то и недостатком образования. В результате после развода она остаётся возле разбитого корыта. Будучи одинокой и отвечая сама за себя и своих детей, она может сконцентрироваться на получении образования и профессионального опыта.
Короче говоря, есть большой смысл прекратить рассуждать о том, какой должна быть идеальная семья, и как было бы хорошо, чтобы дети росли именно в таких семьях. Вместо этого надо сконцентрироваться на изучении того, какими средствами можно было бы минимизировать негатив и укрепить позитив для разных категорий семей, которые уже сложились и складываются на наших глазах.
Французская писательница Коринн Майер (Corinne Maier), автор книг «Здравствуй, лень!» и «40 веских причин, по которым не надо заводить детей» убеждена, что в наше время уже нет большой нужды вступать в брак, чтобы заводить детей.
Раньше люди женились, чтобы обзавестись детьми. Сейчас люди все чаще люди женятся, потому что у них есть или будет ребенок. Продукт брака - дети - становятся более важными, чем брак сам по себе.
Не удивительно, что таблоиды полны рассказов и фотографий звёзд, которые то рожают, то усыновляют детей - таким событиям уделятся гораздо больше внимания, чем, казалось бы, судьбоносным решениям этих же звёзд жениться или выйти замуж. Касательно брачных церемоний людей больше всего интересуют наряды невесты, чем событие как таковое.
Марк Регнерус (Mark Regnerus), социолог, автор «Запретный плод: Секс и религия в жизни американских тинэйджеров» винит во всём (ну, во многом) идеализацию брака и печалится -- в частности, по поводу перспектив мужчин.
Сравнительно длительный период материального благополучия, переживаемый западным обществом, сильно понизил мотивацию современных женщин и мужчин для вступления в брак. Материальных причин почти нет, остались только культурные, и их тоже маловато.
Исторически на возраст от 20 до 24 лет приходился пик женитьб и замужеств (по крайней мере в Штатах). Сейчас в этой группе растёт число внебрачных детей: от 20% в 1980 году до 60% в 2007-м. И этот «социальный Эверест» свидетельствует о том, что женщины теряют веру в институт брака как таковом, и в мужчин как брачных партнёрах.
Одна из причин потери веры в брак довольно парадоксальна. Это идеализация брака. Люди (обоих полов) ищут каких-то необычно близких и волшебных отношений, не соглашаясь на компромиссные варианты. Работает логика: если данный партнёр не идеален, будем искать другого, получше. Взаимная эмоциональная и материальная поддержка, закрепленная институционно - то, чем по сути является брак, не больше и не меньше - этого людям сейчас кажется мало.
Тенденция рождения детей вне брака будет, конечно, продолжаться, и это печально. Дети теряют отцов. Женщины теряют мужей. Мужчины утрачивают шанс войти в институцию - единственную, кроме армии - способную вывести их из затянувшегося подросткового периода.