Это продолжение, начало тут:
О "женских" и "мужских" машинах.
Но сначала вернусь к статье, которая меня вдохновила. Там автор описывает «просветление», случившееся с ним, когда он стоял в привычной пробке на Садовом кольце в Москве:
Представьте себе - сидя за рулем своей машины я вижу примерно десятка полтора соседствующих транспортных средств. Весьма, надо сказать, разнообразных - от "Оки" до "Форд-Эксплорер". Все они стоят, впав в вынужденную неподвижность пробочного ступора, и в каждой машине - за рулем женщина!. Вспоминается возглас приятеля, приехавшего ко мне в гости в году эдак 1997-м: «Да тут сплошные бабы за рулем!» Сплошные - не сплошные, но по официальным американским данным (U.S. Dept of Transportation), доля женщин-водителей в 1972 составляла 44%, а в 1996 выросла до 49% (более свежих цифр пока не нашла, но вряд ли сейчас они ниже).
Теперь по поводу покупок. Тут есть некоторый разнобой в данных.
Согласно одному источнику (Road & Travel Magazine), на долю женщин приходится 65% покупок всех новых атомобилей и 53% подержанных, при этом они ответственны (хотя бы частично) за 95% всех автомобильных покупок по стране - даже в тех случаях, когда покупателем является мужчина, на его решение, как правило, влияет женщина, прежде всего, конечно, когда речь идет о семье.
Другой источник (Business Week, который в свою очередь ссылается на исследование J.D. Power & Associates' Power Information Network) даёт более низкие цифры: 37% женщин-покупательниц (без разбивки на новые и старые машины) и 85% женского участия в принятии решений что, где, когда, как и в какой комплектации покупать. В количественном отношении это примерно 8 миллионов «женских» автомобилей в год.
Аналогичные исследования, проведенные «Дженерал моторс» (GM's global design group) говорят, что женщины покупают 45% от общего числа атомобилей, а влияют на 85% - и это без учета ситуаций, где одна машина используется супругами (разнополыми партнёрам) по-очереди.
Получается, что водителей-женщин - половина, а покупателей-женщин - меньше, чем половина. Причина такого разнобоя по-видимому связана со стереотипами, которые умирают долго и тяжело. Ведь ещё в 70-х годах прошлого века отношение к женщинам на дилершипах было предвзятым: бывало, что их отказывались обслуживать без сопровождения мужа или другого родственника мужского пола, а то и предлагали консультацию и прочую помощь в покупке в обмен на «свидание». Сейчас времена поменялись, и за подобное отношение к потенциальной покупательнице можно запросто потерять работу, особенно, если менеджер или даже владелица бизнеса - женщина (их пока что ещё не очень много, но уже вполне заметное количество, к тому же быстро растущее). Но и до сих пор многие женщины не слишком комфортно чувствуют себя при взаимодействии с авто-дилерами. Но тут им очень пригождается интернет. В Штатах есть, как минимум, четыре крупных автомобильных веб-сайта, ориентированных на женщин, где можно найти информацию, получить совет и даже найти список относительно дружелюбно настроенных по отношению к покупательницам дилершипов, расположенных в округе.
И опросы и практика покупок говорят, что требования женщин к выбираемым автомобилям, в целом, такие же, как требования мужчин. Их при этом, как правило, больше :) Об этом, в частности, говорит и число задаваемых вопросов, и время, уходящее на раздумывание: средний мужина покупает новую машину в среднем за 15 недель, а средняя женщина - за 17.
Среди критериев, по которым американки выбирают автомобиль, стоят (в порядке убывания важности) безопасность, экономичность по топливу, надежность, доступность по цене, комфорт, легкость в уходе и эксплуатациии и, в заключении, красивый дизайн. Вполне возможно, что если спросить, то и мужчины назовут то же самое, тем не менее реальность показывает, что у мужчин на первое место выскакивает мощность двигателя и общая «крутость», выражающаяся в изообилии оригинальных и интересных технических заморочек, и ведущая в итоге к заоблачной цене.
В качестве доказательства-иллюстрации можно сравнить самые популярные машины, т.е. лидирующие по числу продаж. По данным того же Business Week, среди автомобилей класса «люкс» у мужчин самой популярной моделью является Audi RS4:
а у женщин - Volvo S40:
По внешнему виду они мало отличаются, при этом стартовая цена ауди составляет 67 тысяч долларов, а стартовая цена вольво - 24 тысячи. Одна из самых выдающихся черт ауди - способность разогнаться с нуля до 100 км в час за 4,8 секунды, а наиболее выдающая черта вольво - наилучшие показатели безопасности при фронтальном столкновении.
На втором месте по покупкам у женщин в классе люкс стоит Lexus RS:
Интересно, что лексус является и вполне признанным «мужским» автомобилем, да и в целом, является одной из самых популярных марок в Штатах среди дорогих машин. По классу (SUV - sport utility vehicle) - это типичная американская семейная машина, за рулём которой чаще увидишь женщину, чем мужчину.
Вот здесь можно помотреть слайд-шоу (правда, оно довольно медленно грузится) из десяти «женских» машин класса люкс, по данным Business Week:
Women's Favorite Luxury Cars.
Американским «мужским» автомобилем можно назвать «трак» или пикап - легкий грузовик: девять из десяти покупателей этих машин являются мужчинами. Тем не менее, пикапы водят и женщины. В частности, когда мы делали недавно целевую сегментацию для отделения грузовиков «Дженерал моторс», то среди трёх-четырех главных целевых сегментов один был полностью женский, его составили два подсегмента: фермерши - в сельской местности, и «лошадницы» - везде. В частности, у нас на работе есть одна такая сотрудница, лошади у неё - хобби и дополнительный доход, а ещё у другого сотрудника лошадьми (и заодно детьми :)) занимается жена на их совместной домашней ферме.
Мужчины часто используют траки и пикапы для работы в профессиях, которые традиционно считаются мужскими. Впрочем, во многих из этих профессий женщины сейчас уже тоже заняты, но пока что составляют меньшинство. Женщины начинают занимаются и хобби, традиционно считающимися мужскими. Ну, в разведении лошадей они уже превозошли по численности мужчин. С рыбалкой, похоже, происходят похожие процессы. По крайней мере, гуляя по берегу океана, мы не раз видели такую картину: подъехжает к пристани пикап с прицепом, на котором стоит моторная лодка. Вылазит из него бабёнка «с крепким телом» и с помощью техники красиво и ловко спускает свою посудину на воду. Заводит мотор, и была такова...
По результатам исследования, заказанного журналом Forbes, наиболее популярными брэндами среди американских мужчин являются Hummer, Dodge, Porsche и GMC, а среди женщин - Saturn, Honda, Volkswagen и Hyundai. Вот, в частности, пару любимых женских SUV по версии Форбса:
Honda CRV:
Hundai Tucson (в этой, правда, за рулём мужик :))
В частности, женщины составляют 65% покупетелей нового жука (Volkswagen Beetle Convertible):
Эту машину не делали специально «женской», но её стильный дизайн и красивые цвета привлекают многих женщин. Помню, что лет восемь назад на моей старой работе о таком жуке мечтала молодая дизайнерша из Таиланда. Она весь свой «кубикл» обвесила его изображениями. Уж и не знаю, удалось ли ей осуществить свою мечту, поскольку вскоре наш «дот-ком» рухнул, и ей пришлось уехать на родину, после этого мы с ней немного переписывались, да и встречались пару раз, но я так никогда и не спросила - и вообще, только сейчас об этом вспомнила :)
Интересно, что эксперт из популярного (особенно среди женщин :) ) информационного веб-сайта About.com составил свой список из самых популярных «женских» машин. На какое исследование он опирался, он не говорит, но можно понять, что он исходил из соображений практичности, и возможно, был прав. Вот этот список:
1. Ford Focus
2. Honda Civic
3. Honda Fit
4. Mazda 3
5. Mazda MX-5 Miata
6. Mercedes-Benz E-class
7. Nissan Sentra
8. Subaru Forester
9. Toyota Camry
10. Volkswagen Jetta
Вообще говоря, мой личный пример его подтверждает :) У меня есть и форд фокус, и мазда-3. При этом на нашей парковке возле работы стоит еще четыре мазды (одна из них «протеже», а другая - мазда-6), и на них ездят сотрудники мужчины :). А тойота кэмри была у нашего друга, он ехал на западное побережье и сейчас её водит наш сын. Я думаю, они оба сильно удивятся, когда услышат, что это «женская» машина :)
Ну, и напоследок - именно о женском автомобиле. До сих пор все попытки сделать специальную машину для женщин проваливались. Самая известная (по крайней мере, в Штатах) из них была предпринята в 50-х годах прошлого века: модель Dodge LaFemme. Она выспукалась в розовых тонах и продавалсь в наборе с сумочкой, плащом и зонтиком того же цвета, а в её салоне были держатель для губной помады. Несмотря на нехилую мощь (8 цилиндров - больше, чем у нынешних чемпионов среди женщин), она продержалась всего два года: многие женщины чувствовали себя оскорбленными таким несерьёзным подходом к их нуждам, а мужчины шарахались от неё, как от огня.
Сообщения о том, что женская команда конструкторов Вольво разрабатывает концептуальный автомобиль для женщин прошли в прессе в 2003 - 2005 годах. В частности, вот здесь:
Volvo presents “Your Concept Car” Made By, For Women С тех пор ничего нового я не слышала - по крайней мере, пока. Зато нашла в ю-тьюбе рекламный ролик - можно посмотреть и на конструкторш, и на их изделие:
Click to view