Рассылочный сервис газеты "Нью-Йорк таймс" с утра прислал мне сообщение, что умер писатель Роберт Паркер.
Вот их "некролог":
Robert B. Parker, the Prolific Writer Who Created Spenser, Is Dead at 77 (Роберт Паркер, плодовитый автор, создатель Спенсера, умер в возрасте 77 лет).
Ах, ты ж боже ж мой... Совсем ведь не старый ещё человек был. Зато умер он "красиво" -- за письменным столом, работая... Инфаркт.
У меня к нему личное отношение, потому и пишу. А главное, собиралась написать, пока он был ещё жив, но вот ведь как получилось...
Паркер писал детективы. Вообще говоря, он написал кучу книжек, и не все они написаны в этом жанре, но самые известные, которые сделали его знаменитым и любимым многими, включая и меня -- это истории про частного детектива Спенсера (того самого, имя которого вынесено в заголовок некролога).
К слову, я узнала про Паркера не в "свободном режиме", а мне его порекомендовал кратковременный экс-босс по предыдущей работе. Тот самый, очень хорошо образованный афро-американец из квакеров. Он живёт в Нью-Йорке, а работа наша общая была в Нью-Джерси, и я возила его время от времени на электичку (ну, и забирала со станции) -- в обмен на разговоры :) Он рассказывал мне про американскую жизнь -- вообще и свою, в частности. Вот тогда и выяснилось, что у нас с ним общее хобби -- любовь к детективам.
Знающий народ говорит, что в Спенсере Паркер воплотил многие свои черты. Вот тут длинная статья про это и про другое тоже -- беседа с писателем у него в гостях: He Said He Had a Pistol; Then He Flashed a Knife. IN THE KITCHEN WITH: Robert B. Parker ("Он сказал, что у него есть пистолет; потом он показал нож". На кухне с Робертом Паркером").
Теперь коротко -- за что я люблю Спенсера (героя книжек Паркера).
Ну, а как его не любить? С одной стороны, он вполне "крутой". Бывший "коп" (полицейский), ушедший из полиции из-за своего свободолюбия, временами переходящего в бунтарство. Умён, хладнокровен, смел, благороден (и поэтому нередко берётся за крайне опасные и "нерешаемые" задачи), спортивен (занимается боксом, ходит в "джим", бегает по утрам) и саркастичен.
У него есть и недостатки, делающие его человечным. Из вредных привычек разве что оставшаяся от работы полицейским любовь к пончикам (doughnuts). Ну, и атавизм сексизма, выражающийся в том, что он не отказывает себе в удовольствии разглядывать красивых женщин и давать им оценки :)
При этом Спенсер соблюдает строгую и трогательную верность своей многолетней и единственной подруге, с которой они сознательно не "оформляют отношения" -- красавице и умнице Сьюзен Сильверман, психиатру по профессии и еврейке по национальности-религии. Он не изменяет ей, даже когда предоставляются самые удобные случаи, о которых она никогда не сможет (по крайней мере, теоретически) узнать (подтверждая своим поведением наблюдения психологов, согласно которым главным препятствием на пути измены является внутренние убеждения самого потенциального изменщика).
Вообще, Паркер уважает психологию и любят о ней поговорить устами Сьюзен, в диалогах, которые ведут между собой Спенсер и Сьюзен. А ещё Спенсер умеет и любит готовить, тогда как Сьюзен не умеет этого делать категоричски, и в их паре именно он является "кормильцем" в прямом смысле слова.
А ещё Спенсер -- хороший, верный друг. Его партнёр по дружбе и по многим детективным делам -- афро-американец по имени Хок. Это тоже интересный образ, как подтверждающий расовые стереотипы, так и опрвергающий их. С одной стороны, у Хока довольно сложные отношения с законом, а с другой -- он защищает закон и "хороших людей" от "плохих", по крайней мере, вместе со Спенсером. У него вполне стереотипное "низкое" происхождение и не менее "нехорошая" среда обитания, не говоря уже об отсутствии формального образования. С другой сторны, он читает умные книжки и вообще весьма просвещён. Спенсер и Хок ведут юморные диалоги, в которых обыгрывают и стереотипы, и амбивалентные отношения между белыми и чёрными в Штатах. Вообще, диалоги и внутренний монолог Спенсера -- это самое интересное в книжках Паркера.
Кроме этих двух главных партнёров Спенсера, у него есть ещё один, более эпизодический, о котором надо отдельно сказать. Это полицейский-гей Ли Фэррелл (Lee Farrell) -- смелый, сильный и одинокий. Эдакий классический "грязный Гарри" с нетипичной сексуальной ориентаций. Вообще, "гейская тема" у Паркера получается хорошо и тонко, он и подшучивает над геями, и показывает их проблемы -- короче, изображает их, как симпатичных живых людей, а не карикатурных перснажей. Возможно, тут ему помогает личный опыт: оба сына Паркера -- открытые геи, а один из них, актёр
Дэниел Паркер, даже играл гея-полицейского в теле-экранизации книжки Паркера Small Vices ("Мелкие грехи").
Короче говоря, не зря Спенсера называют Филипом Марлоу эпохи феминизма и гражданских прав :)
Более того, в 1989 году Роберт Паркер дописал за Рэймонда Чэндлера начатый им и незаконченный по причине смерти роман Poodle Springs. А потом вошёл во вкус и написал продолжение знаменитого романа Чэндлера The Big Sleep ("Глубокий сон") -- Perchance to Dream (1991).
Как пишет автор статьи из "Н-Й таймс", he has been often cited by critics and other mystery writers as the guy who sprung the Chandleresque detective free from the age of noir -- многие критики и другие детективщики ставят Паркеру в заслугу освобождение "чэндлеризма" из пут эпохи "нуар".
Кроме Спенсера, Паркер придумал ещё двух симпатичных "сериальных" героев: экс-бейсболиста Джесси Стоуна, ныне начальника полиции в маленьком городке, сражающегося, кроме преступности, ещё и с собственным алкоголизмом, и женщину-детектива Санни Рэндалл, дочку полицейского. Этот образ Паркер придумал по заказу актрисы Хелен Хант (
Helen Hunt), которая хотела сыграть такую героиню в кино. Пока что не получилось, но книжки про Санни "пошли", и Паркер успел написать их штук пять (жаль, что больше не напишет...).
Конечно, у Паркера-писателя есть куча недостатков, но сейчас о них говорить совершенно не хочется...
PS А знаете, по какому ключевому слову Нью-Йорк таймc прислала мне сообщение о смерти Паркера? Признаюсь сразу: "феминизм". И кто бы мог подумать...