Вышел тут у нас с Освидом (
oswid) разговор на тему об ответственности за распространение информации (
http://turtle-t.livejournal.com/232270.html?thread=1791566#t1791566 ). В частности, Освид спросил меня, что я чувствую, если мой (пере)пост -- т.е. распространение информации -- помешал решить проблему. На что я ему ответила, что так не бывает :) И вспомнила классическую историю на эту тему. Её мне рассказали в Швеции, на семинаре для журналистов, где меня и ещё 30 человек из Восточной Европы "учили демократии".
Рассказчиком был самый знаменитый (в то время -- 1998 год) шведский журналист-расследователь (имя не помню, если найду -- добавлю). Он там много подвигов совершил, и каждая история его расследований очень интересна и поучительна. Если коротко, то хоть Швеция и очень цивилизованная страна, но когда расследуешь-разоблачаешь чиновников и(или) корпорации, и там рискуешь и карьерой, и свободой, а то и жизнью. Тем не менее, там это всё-таки не так, как у нас, и вместо того, чтобы быть побитым и убитым, или в лучшем случае получить клеймо "либераста", презираемого большинством, он у себя в Швеции уважаемый человек, работает, пишет, да лекции читает.
Так вот, а история, которую я хочу пересказать с его слов, произошла в Штатах. Речь идёт о знаменитой и крайней неудачной высадке десанта в заливе Свиней, состоящего из кубинских анти-кастровцев, которых готовили в ЦРУ. Готовили, разумеется тайно, и даже не на территории Штатов. Тем не менее, о готовящейся операции узнал некий журналист, корреспондент Нью-Йорк таймс.
Газета, разумеется, немедленно подготовила публикацию и, как водится, перед тем, как отправить свёрстанную страницу в типографию, главный редактор позвонил в ЦРУ и попросил дать комменатрии.
Его попросили подождать, и через несколько минут в трубке зазвучал голос даже не главного цэрэушника, а самого президента Кеннеди. Тут надо вспомнить, что редактор Нью-Йорк таймс входит в тусовки, где американсвие президенты -- прошлые, настоящие и будущие -- тоже завсегдатаи. И были они между собой на короткой ноге. Так вот, Кеннеди попросил кореша, не в службу, а в дружбу, не печатать этот материал. Чтобы не мешать запланированной операции. Потому как если помешать, то это будет, так сказать, супротив интересов отечества.
Ну, главный и сдался. Снял статью с полосы.
А потом, как известно, была высадка, и всех их там постреляли-повязали.
Но это ещё не конец истории. Кульминация её была чуть позже. Когда главный редактор пересекся с Кеннеди на очередной тусовке. "Что ж ты, братец, нарушил свой журналистский долг?" -- упрекнул его президент.
Пояснять ему дальше не было нужды. Ведь и ёжику понятно, что ежели журналист смог узнать о готовящейся операции, то значит, о ней с таким же успехом могли узнать шпионы Кастро...