Jun 17, 2022 12:45
Abbas Gallyamov
4m ·
Выступил сегодня на «Форуме мирной России». Речь там шла, в том числе, и об оппозиционных стратегиях. Я говорил на ту же тему, о которой начинал говорить ещё в прошлом году. Во-первых, вообще считаю её важной; во-вторых, считаю её особенно важной в связи с происходящими событиями. Короче, читайте:
«Российская политика на протяжении многих лет являет собой одну и ту же картину: Путин воюет с оппозицией, оппозиция воюет с Путиным. Поскольку режим персоналистский, то вся дискуссия в конце концов сводится к фигуре Путина - какой он молодец, или какой он негодяй.
Вообще-то, обществу (и оппозиции, как передовой его части) нужно заниматься не только Путиным. Нужно разрабатывать стратегию постпутинских реформ.
Очевидно, что они понадобятся, в стране ведь разрушены практически все институты и разорваны почти все социальные связи. Их надо будет восстанавливать. Кто бы ни пришёл к власти, в какой-то момент ему всё равно придётся этим заняться. Стране всё равно надо будет переключаться из формата спецоперации, в котором она находится уже много лет, в режим нормальной жизни.
Это ведь только так кажется: главное, мол, Путина сбросить, а там дальше само всё как по маслу пойдёт. Не пойдёт. Напомню, что согласно исследованиям, касающимся темы крушений авторитарных режимов, три четверти из них сменяются другими авторитарными режимами. Устойчивые демократии формируются только в четверти случаев. Чтобы максимизировать шансы России, политикам будущего постпутинского цикла нужно будет предпринимать конкретные шаги, а что это должны быть за шаги?
Вопросов, на самом деле, масса. Должна ли Россия оставаться президентской республикой? Или все таки надо сделать её парламентской? Люстрации - нужны они или нет? Если да, то насколько масштабными они должны быть? Что делать с системой отношений центр-регионы? Как ее децентрализовать, чтобы при этом не развалить. Или, например, взять систему СМИ. Нужны ли свои СМИ государству? А как быть с формально частными медиа, принадлежащими сейчас членам кооператива «Озеро»? Отбирать? А если отбирать, то каким образом? Через суд? А с самим судом, кстати, что делать? Как его чистить, кем заполнять и каким образом восстанавливать его независимость?..
Размышляя над всеми этими вопросами, придется исходить не только из соображений абстрактной справедливости. Нужно будет внимательно следить за тем, чтобы реформы не спровоцировали слишком резкого роста числа социальных и политических конфликтов. Серьезные преобразования часто к этому ведут. Поэтому надо заранее наметить потенциальные конфликтные зоны и думать, как их минимизировать. У нас ведь за что ни возьмись - везде противоречия: центр против регионов; государство против МСУ; силовики против гражданского общества; труд против капитала и т.д. и т.п.
Принципиальное значение имеет последовательность преобразований. Слишком много сфер за раз трансформировать нельзя. Каждая реформа порождает силы, ей противодействующие. Объединившись, в какой-то момент они могут оказаться в состоянии опрокинуть лагерь реформаторов. Страну надо менять, не повторяя ошибок 90-х. Нужно избежать хаоса и дезорганизации, которые обычно сопровождают процессы разгосударствления и децентрализации.
В общем, кто-то должен взять на себя ответственность сформулировать все эти вопросы, определить круг экспертов и начать обсуждать варианты. Нужно описать цели и задачи реформ, конкретные механизмы их реализации, оформлять законопроекты... Нужна стратегия развития постпутинской России.
Она, кстати, делу борьбы с режимом тоже очень сильно поможет. Консерватизм значительной массы населения у нас ведь как раз тем и обусловлен, что люди не видят будущего. Они не понимают, что там впереди, и боятся неизвестности. Именно эта боязнь и является на сегодня главным ресурсом Кремля. Стоит нарисовать перед людьми ясную картину завтрашнего дня, и от властных рейтингов камня на камне не останется.
Через несколько месяцев война начнёт уходить с первых полос и постепенно превратится в фон. В центр повестки вновь начнут возвращаться вопросы экономики, внутренней политики, уровня жизни, состояния социальной сферы и т.д. Это будет момент слабости режима, в подобных ситуациях его рейтинги начинает снижаться даже без всякого целенаправленного внешнего воздействия. Если же это воздействие организовать, то процесс снижения можно будет существенно ускорить».
политика