Дженерал Моторс в истинном свете - книга-интервью с Де Лорианом

Oct 17, 2015 22:42

Из главы "Преданность - игра командой - система".

«На сей раз мы испытывали автомобили «Понтиак», оснащенные карбюратором новой конструкции. На четырехдневные гонки в Сан-Франциско собралось с десяток конструкторов.

Утром первого дня испытаний я спокойно принимал душ в мотеле близ международного аэропорта Сан-Франциско, когда дверь в ванную с грохотом открылась, чуть не сорвавшись с петель. Пораженный таким шумом, я отдернул занавеску и увидел моего начальника Эстеса, главного конструктора отделения «Понтиак». Обычно всегда довольный и любезный, Эстес являл собою вылитый портрет этакого теннессийского Эрни Форда. Теперь же лицо его пылало, он был вне себя от ярости. «Какого дьявола никто сегодня не встречал меня в аэропорту? Вы же знали, что я должен прилететь, и не изволили организовать встречу. Ко всем чертям, я уже ухлопал свое время на встречи боссов в аэропортах. Теперь настал ваш черед меня встречать»,- рявкал он.



До тех пор такая мысль мне и в голову не приходила. Я полагал, что нам следовало самостоятельно добраться до Западного побережья и вовремя прибыть на испытания. Однако очень скоро мне стало ясно, что в «Дженерал моторс», как и во многих других крупных американских компаниях, установившаяся традиция требует, чтобы нижестоящие угождали вышестоящим. В колледже это называется «подлизываться» к профессору», в отношениях поставщика с заказчиком - «целовать зад», а в «Дженерал моторс» - «выказывать преданность». Как правило, подчиненным надлежит встречать своих боссов в аэропорту. Чем выше пост босса в «Дженерал моторс», тем больше число встречающих eго у выхода с аэродрома. Главного конструктора должны встречать по меньшей мере помощник конструктора и ответственный представитель дирекции местного завода. Для встречи генерального управляющего отделением требуется уже значительно больше участников такого шоу. Если он направляется, например, в Сент-Луис, чтобы выступить там с речью, его в аэропорту встречают директор местного завода, шефы региональной и зональной сбытовых контор, местный чиновник по связям с общественностью. Сопровождает его в поездке по крайней мере один менеджер из штаб-квартиры отделения, обычно это заведующий отделом по связям с общественностью. Встречающие таскают его чемоданы, оплачивают гостиничные и ресторанные счета, в любое время дня и ночи возят его на машине.

Самый грандиозный спектакль устраивается для председателя совета директоров. В свои поездки он часто берет с собою нескольких высших управляющих корпорации, даже и в тех случаях, когда никакой практической надобности в этом нет. По прибытии на место назначения его встречает и приветствует чуть ли не половина всех служащих «Дженерал моторс» в данном районе - управляющие местных сбытовых контор отделений легковых автомобилей, руководящий состав заводов, целая армия шоферов. Такое шоу считается само собою разумеющимся, его организация декретируется сверху.

В период своего руководства отделением «Шевроле» я эту практику поломал. Сотрудникам: региональных и зональных контор отделения я часто говорил, чтобы они продолжали заниматься своим делом, а не встречали меня в аэропорту, если у них не было ко мне деловых вопросов. Им следовало лишь послать в аэропорт какого-нибудь паренька, чтобы подбросить меня в город».
..........

«Практика пресмыкательства перед боссом порождает всякого рода нелепые явления. К ним относится существующая в корпорации тайная сеть для сбора сведений о том, что любит босс, чего он не любит, а чего он вообще не переносит. Такими сведениями обычно обмениваются секретарши. Подчиненные, получив подобную информацию, используют ее, чтобы подыгрывать начальству и демонстрировать таким образом свою преданность. Если председатель совета директоров любит виски «Чивас Ригал», поданный на колпаке от автомобильного колеса, то куда бы он ни поехал, в местном баре будет полным-полно этого виски, а в гостиничном номере для него будет наготове дюжина этих колпаков. На приеме дилеров станут подавать только его излюбленный сорт виски. Если босс любит почитывать на досуге детективы, то, переступив порог своего номера, он тут же увидит целую библиотеку детективной литературы.

Из информации, распространяемой этой разведывательной сетью, однажды стало известно о примере самого анекдотичного проявления «преданности» из всех, о которых мне доводилось когда бы то ни было слышать в «Дженерал моторс» или за ее пределами. Пересказывали мне эту историю несколько раз. Дело касалось отнюдь не очень высокого ранга администратора из управления сбыта отделения «Шевроле», что придает происшедшему инциденту особую пикантность. Описываемый случай показывает, как глубоко укоренилась и какие уродливые формы принимает система преданности боссам, господствующая в управлении «Дженерал моторс».

Готовясь к визиту этого администратора в один из городов, сотрудники зональной службы сбыта отделения «Шевроле» прослышали от своих коллег в Детройте, что босс, мол, любит, когда в номере гостиницы имеется холодильник, заполненный банками с пивом, бутербродами и фруктами, чтобы можно было подкрепиться на сон грядущий. Местные сбытовики сняли в одной из лучших гостиниц города шикарный номер, взяли напрокат холодильник и заказали пиво и снедь. Однако большой холодильник не проходил через узкую дверь в номер. Администрация отеля, очевидно, отклонила предложение снять дверь и вырубить кусок прилегающей к двери стены. Тогда находчивые деятели зональной сбытовой конторы наняли кран и крановщика, водрузили кран на крышу гостиницы, высадили несколько окон номера и с помощью крана протолкнули туда холодильник через зияющую брешь.

В ту ночь администратор из отделения «Шевроле», поглощая пиво, холодные сандвичи и свежие фрукты, несомненно думал про себя: «Ах, до чего же отличные ребята у нас здесь в этой зоне». На следующий день он отбыл в другой город и, скорее всего, в его распоряжении оказался другой холодильник, а проявившие смекалку «ребята» снова демонтировали окна гостиничного номера и с помощью крана вытаскивали из него уже сослуживший свою службу холодильник. Это, пожалуй, была самая дорогая полуночная трапеза администратора «Дженерал моторс».

«В «Дженерал моторс» правильный внешний вид означает прежде всего старомодную одежду. На самом первом совещании, на котором я присутствовал в 1956 г. в качестве сотрудника отделения «Понтиак», половина времени заседания ушла на обсуждение поведения нашего вице-президента, явившегося в то утро в штаб-квартиру корпорации в коричневом костюме и по этой причине отправленного домой. В то время допустимыми считались лишь синие или черные костюмы. Помнится, я счел это глупостью, но сам в те дни строго придерживался общепринятых правил.»

книги

Previous post Next post
Up